АВ 2012г. Выпуск 1 "О финансировании системы образования в 2011-2014 годах"

6. Затраты на образование в бюджетах разных стран

В основу бюджетной политики на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации.

В целом, объем бюджетных ассигнований, заложенных в бюджет на ближайший краткосрочный период с 2011 по 2013 годы, обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации соответствующих мероприятий политики.

Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по России и другим странам (с усреднением за последние несколько лет) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким. Социальные расходы России на образование и здравоохранение, как правило, не ниже среднего уровня. Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

Мировой опыт показывает, что увеличение расходов само по себе не гарантирует улучшение качества образования, если не сопровождается серьезными структурными изменениями.

Расходы бюджетной системы на российское образование постепенно растут к 2013 году. При этом происходит некоторое перераспределение расходов в пользу региональных бюджетов, что согласуется с предлагаемыми направлениями реформирования сектора образования.

Ключевые проблемы в системе образования, недостаточная оснащенность школ и других образовательных учреждений и помощь малоимущим и многие другие задачи, можно решить увеличением государственного финансирования системы образования.

Указанные выше объемы государственной поддержки подтверждают приоритетное внимание государства к поддержке и развитию системы образования в России. Обоснованием исполнения намеченных планов в нынешний кризисный период служит благоприятная оценка внешнеэкономической конъюнктуры.

Относительная доля государственных расходов в России примерно такая же, как в странах «восьмерки», что видно из приведенной ниже таблицы, где расходы на образование приведены в долях от ВВП.

№ п.п.

Страны

Расходы на образование (в % к ВВП) усредненные по годам (по большей части, за 2001-2004 годы)

1.

Великобритания

5,3

2.

Германия

4,8

3.

Италия

4,7

4.

Канада

5,2

5.

Россия

3,5

6.

США

5,6

7.

Франция

5,6

8.

Япония

3,6

Государство гарантирует доступность образования своим гражданам. Часть бюджетных мероприятий, ориентированных на исполнение указанного направления государственной политики, описаны в предыдущих разделах данной работы.

Понятие востребованности образования можно рассматривать как практическое выражение или свидетельство достаточного качества обучения. Обучение - активный процесс, как со стороны преподавания, так и с позиции обучаемого. Поэтому востребованность обучения, добровольное желание учиться прямо либо косвенно свидетельствует о качестве образования. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения служит основой для формирования социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. Россияне сегодня стремятся получить профессиональное образование, что должно привести к значительному росту человеческого капитала. Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.

В последние десятилетия количество людей, получающих образование сверх обязательного обучения, возросло от незначительного меньшинства до весьма заметной доли, а то и подавляющего большинства общества. Этот рост продолжается, поскольку почти всеобщее участие в обучении на стадии полного среднего образования сопровождается все более увеличивающимися наборами в учреждения профессионального образования. Конституционный принцип доступности качественного образования независимо от места жительства реализуется через повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования, через выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования, а также через иные мероприятия и процедуры, адекватные всем другим уровням образования.

Развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов), их концентрация в базовых школах стимулирует доступность и качество образования.

То же можно сказать об организации доставки обучающихся к месту обучения и учителей к месту работы (в том числе, размещения образовательных учреждений и ресурсных центров, маршрутов и расписания движения школьного транспорта, поставки и эксплуатации транспортных средств для перевозки школьников, ремонта дорог), а также о создании условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности и иных мероприятий.

Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.

Практика свидетельствует, что существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не вполне соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах очень непросто. Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах неоправданно высока (не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг) и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе.

Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования. Обеспечению качественного общего образования независимо от места жительства способствует обеспечение возможности получения качественного образования в пределах пешеходной доступности для всех дошкольников и младших школьников, транспортной доступности для учащихся средней и старшей ступени, разработка региональных нормативов и регламентов организации подвоза учащихся, реализация системы «школьный автобус» (формирование школьных маршрутов, обеспечение специализированным транспортом), учет логики развития общеобразовательных сетей при разработке региональных и муниципальных планов дорожного строительства и ремонта, а также становление новых форм предоставления образовательных услуг в рамках развития сети общеобразовательных учреждений, в том числе: реализация некоторых программ общего образования учреждениями дополнительного и профессионального образования, социальное партнерство учреждений образования и иных областей экономической деятельности, более активное использование дистанционных и информационных образовательных технологий.

Необходимо также вести учет данных мониторинга деятельности образовательных учреждений при реализации и корректировке программ развития общеобразовательных сетей. Регулярное информирование и привлечение широкой общественности к обсуждению процедур и результатов такого мониторинга с целью стимулирования и повышения конкурентоспособности общеобразовательных учреждений, должно привести к снижению риска негативных социальных последствий изменений сети.