АВ 2012г. май Развитие политической системы Российской Федерации

Приложение 6.

Выдержки из Регламента Государственной Думы, касающиеся организации работы фракций и участия в заседаниях Государственной Думы представителей политических партий, не представленных в Государственной Думе.


Раздел I. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы

Глава 3. Фракции

Статья 16

1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

2. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию ( в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2009 года № 2813-5 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 47, ст. 5607).

3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы).

4. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции ( в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 января 2008 года № 35-5 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 3, ст. 151).

41. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность, которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравнивается к руководителю фракции ( часть четвертая1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 января 2008 года № 35-5 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 3, ст. 151).

5. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", настоящим Регламентом, положением о фракции.

6. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии. В положении о фракции устанавливаются:

а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;

б) структура фракции;

в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции;

г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются);

д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

е) порядок принятия решений фракции;

ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.

8. Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о решениях по вопросам организации своей деятельности.

(Статья 16 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Статья 17

1. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

2. Для регистрации фракция представляет:

а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, избранных в составе соответствующего федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) протокол организационного собрания фракции, включающий решения о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя (заместителей) руководителя фракции, об образовании руководящих органов (если они имеются), о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

в) положение о фракции.

3. Регистрация фракций производится не позднее двух рабочих дней со дня представления во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Если фракция не прошла процедуру регистрации до прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, ее регистрацию осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

(Статья 17 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Статья 18

1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы ( в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558).

2. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 71 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются. Проект постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Днем прекращения полномочий депутата Государственной Думы считается день принятия соответствующего решения Государственной Думой ( в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558).

(Статья 18 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Раздел II. Общий порядок работы Государственной Думы

Глава 5. Начало работы Государственной Думы. Порядок проведения заседаний Государственной Думы

Статья 38

1. Представители политических партий, не представленных в Государственной Думе, не менее одного раза в год по решению Совета Государственной Думы могут присутствовать на заседании Государственной Думы. Соответствующее приглашение Совет Государственной Думы направляет руководителям политических партий, не представленных в Государственной Думе, не позднее чем за пять дней до указанного заседания Государственной Думы. От каждой политической партии, не представленной в Государственной Думе, в заседании Государственной Думы может принимать участие один представитель, уполномоченный коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Порядок участия представителей политических партий, не представленных в Государственной Думе, в заседании Государственной Думы устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы (часть первая2 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2010 года № 3998-5 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 29, ст. 3853; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902 ).

Статья 50

4. При обсуждении проекта порядка работы заседания Государственной Думы депутаты Государственной Думы вправе вносить мотивированные предложения о внесении изменений в проект порядка работы заседания палаты. После внесения всех указанных предложений председательствующий ставит их на голосование в порядке поступления. Преимущественное право вносить предложения в проект порядка работы заседания Государственной Думы предоставляется представителям фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

Раздел III. Законодательная процедура

Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой

Статья 118

5. При рассмотрении законопроекта для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта отводится не более 35 минут. Время, отведенное для вопросов и ответов, может быть изменено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем по законопроекту вправе выступить представители фракций, другие депутаты Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении. Преимущественное право задать вопросы и выступить по законопроекту предоставляется представителям фракций. Представителям фракций для выступления предоставляется до семи минут, другим депутатам Государственной Думы – до трех минут. Совет Государственной Думы вправе принять решение об ином порядке обсуждения законопроекта ( в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

Раздел VI. Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 214

1. Предложение об обращении с запросом или с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации вносится фракцией или комитетом Государственной Думы(в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).