АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время политическая, избирательная система России находится в процессе реформирования и модернизации.

Государственной Думой в 2012 году принят пакет законодательных инициатив, направленных на модернизацию политической системы, совершенствование избирательного законодательства, либерализацию требований к созданию и деятельности политических партий, в т.ч. в части освобождения их от сбора подписей для участия в выборах в законодательные (представительные) органы власти всех уровней, увеличения объемов их государственного финансирования, введения прямых губернаторских выборов

По инициативе Государственной Думы проведен ряд мероприятий, цель которых обсудить вопросы совершенствования избирательного законодательства и выработать конкретные законодательные решения.

Так, 24 января 2013 г. с участием Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина состоялась дискуссия на тему: «Представительная природа Федерального Собрания: проблемы формирования» в рамках «открытой трибуны». В ходе обсуждения с участием руководителей всех фракций политических партий в Государственной Думе, депутатов Государственной Думы, членов Экспертного совета при Председателе Государственной Думы, ведущих ученых-правоведов и политологов были обсуждены наиболее важные вопросы избирательной системы, поставлены проблемные вопросы. Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин в частности указывал, что «основными ключевыми новациями в политической сфере были несколько законопроектов, которые были приняты Государственной Думой и касались прямых выборов губернаторов, отмены сбора подписей, как условия допуска политических партий к выборам разного уровня, это и упрощение процесса создания и регистрации политических партий, новый порядок формирования Совета Федерации.

Уже имеется определенный опыт, который позволяет нам делать не только теоретические выводы, но и делать анализ на основе фактов, на основе уже произошедших событий политической жизни в нашей стране, я прежде всего имею в виду выборы губернаторов регионов, которые состоялись в октябре прошлого года, и в другие органы власти».

29 января 2013 г. состоялось заседание Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы, на котором участники – руководители непарламентских партий высказали позиции по ключевым вопросам избирательной реформы: о возврате смешанной системы выборов депутатов Государственной Думы, формировании блоков избирательных партий, снижении проходного барьера, муниципальном фильтре, новых подходах в организации выборного процесса с учётом участия большого количества непарламентских партий на предстоящих выборах, КОИБах, полномочиях и принципах формирования избирательных комиссий.

7 февраля 2013 г. в Государственной Думе прошел "круглый стол", организованный Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, на тему: «Технологические аспекты организации процесса голосования и их отражение в законодательстве».

В работе заседания приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители непарламентских партий, члены Центральной избирательной комиссии, Общественной палаты, экспертного сообщества.

Открывая заседание «круглого стола», председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин заметил, что, в связи с возросшим количеством зарегистрированных политических партий, в процессе голосования на предстоящих выборах может возникнуть ряд технических сложностей. На сегодняшний день Министерством юстиции РФ зарегистрировано 59 партий, 34 из которых могут принимать участие в выборах. Длина бюллетеня со всеми внесенными в список партиями, по словам В.Н. Плигина, может достигнуть 2 метров.

Одни участники заседания в своих докладах отмечали, что такой размер бюллетеня потребует от избирателя большего количества времени, чтобы выбрать из списка партию, за которую он хочет отдать свой голос; больше времени понадобится на пересчет голосов и для того, чтобы поместить бюллетень в урну. Другие - взять на вооружение опыт Бразилии, где голосование на выборах всех уровней проходит полностью в электронном формате при помощи специальных технических средств. В то же время, были высказаны опасения в использовании электронных технических средств подсчета голосов; было предложено оставить бумажный бюллетень, но изменить его формат на А3. Это, по мнению ряда участников «круглого стола», потребует изменить конструкцию урны для голосования, но бюллетень станет информативнее для избирателя и исключат фальсификации на выборах в виде «вброса».

Выступающими также было предложено использовать на выборах брошюру с информацией о всех политических партиях с отрывным последним листом в виде бюллетеня с номерами партий.

По итогам «круглого стола» участники заседания прияли решение, что высказанные в ходе дискуссии предложения лягут в основу рекомендаций Государственной Думе, Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам по реформированию избирательного законодательства.

Помимо этого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации была проведена большая работа по мониторингу правоприменительной практики Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», цель которого выявление наиболее острых проблем избирательного процесса, требующих незамедлительного решения. Итоги данной работы были проанализированы и обобщены Аналитическим управлением, и представлены в данном аналитическом вестнике.

Также в вестнике нашел отражение международный опыт как с точки зрения общих подходов к избирательному процессу, так и законодательного регулирования данной сферы в частности