АВ 2013г. Модернизация политической системы и совершенствование избирательного законодательства

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральный закон от 02.04.2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

(принят ГД 23.03.2012 г., внесён Президентом России)

Закон принят с целью либерализации требований к созданию и деятельности политических партий.

По ранее действующему законодательству для регистрации политической партии необходимо было иметь в своих рядах не менее сорока тысяч человек и располагать региональными отделениями численностью не менее 400 человек в более чем в половине субъектов РФ. Данным законом предусматривается, что политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ, отменены. Такие требования могут быть установлены уставом политической партии.

Установлено, что политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

При создании политической партии норма представительства делегатов учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, установлена из расчета не менее 2-х делегатов (ранее - не менее 3-х делегатов) от каждого из региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов РФ.

Политическая партия один раз в три года (ранее - ежегодно) представляет в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах, а также копию сводного финансового отчета. Один раз в три года (ранее - ежегодно) сводный финансовый отчет представляется и в ЦИК России.

Уполномоченные органы, осуществляющие контроль за соблюдением политическими партиями законодательства вправе не чаще одного раза в три года (ранее - не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии.

Введено правило приостановки регистрации партии в случае несоответствия представленных документов требованиям закона. Минюст России должен будет указать на конкретные несоответствия, после чего заявитель вправе в трехмесячный срок их устранить.

Справочно:

За период 2004–2008 годов число зарегистрированных в Российской Федерации политических партий сократилось с 46 до 6. Часть партий была ликвидирована решениями Верховного Суда РФ, часть самоликвидировалась либо преобразовалась в неполитические общественные объединения. При этом за весь период начиная с 2005 года получила регистрацию всего одна вновь созданная партия («Правое дело»), однако вновь созданной ее следует считать лишь формально, а фактически она была образована на основе трех самоликвидировавшихся партий.

Таким образом, в период 2009–2011 годов в Российской Федерации действовали всего 7 политических партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело»).

Сайт Минюста России (по состоянию на 22.01.2013) содержит информацию о созданных 210 оргкомитетах политических партий, о55 зарегистрированных политических партиях, из которых 34 политические партии имеют правоучаствовать в выборах (из них 4 парламентские), приостановлена регистрация 6 партий, а также отказано в регистрации 8 политическим партиям: Экологическая партия России, «Новая Великая Россия», «Родина», «Курсом Правды и Единения», «Свобода и Народовластие», Нетократическая партия России, Аграрная партия России и «ПРОТИВ ВСЕХ».

В выборах региональных депутатов 14 октября 2012 года имели право участвовать, в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов, от 19 до 27 политических партий. В большинстве муниципальных выборов, которые назначались примерно на 10 дней позже региональных, имели право участвовать 27 политических партий.

  Федеральный закон от 01.12.2012 г. № 211-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях».

(принят ГД 13.11.2012 г., внесен Правительством РФ)

Законом увеличено государственное финансирование политических партий. В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 33 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрен размер государственного финансирования политических партий, принимавших участие в выборах по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации -ежегодно в размере двадцати рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией.

Законом увеличен объем государственного финансирования политических партий с двадцати до пятидесяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией, в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Закон вступил в силу 3 декабря 2012 года.

  Федеральный закон от 02.05.2012 г. № 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления".

(принят ГД 25.04.2012 г., внесён Президентом России)

Законом установлено, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента России, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей.

Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

Число собираемых подписей существенно уменьшено – на поддержку кандидата на должность Президента России указанные политические партии должны собрать не менее 100 тыс.подписей избирателей (ранее - не менее 2 млн. подписей). При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2,5 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории этого субъекта РФ (ранее - не более 50 тыс.), и не более 2,5 тыс. подписей избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ (если осуществляется сбор подписей среди таких избирателей).

С 2 млн. до 300 тыс. сокращено число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения. В одном субъекте РФ, а также за пределами территории РФ может быть собрано не более 7,5 тыс. подписей (ранее – 50 тыс.).

Сокращено число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 0,5% (ранее – 2%) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Справочно:

На региональных выборах 14 октября 2012 года на порядок выросло число кандидатов от непарламентских партий (т.к. число непарламентских партий, имевших право участвовать в выборах выросло с 3 до 23) и резко снизился отсев кандидатов от непарламентских партий, которых новый закон освободил от сбора подписей, т.к. отказ в регистрации был связан, в первую очередь, с проверкой подлинности подписных листов. По итогам состоявшихся выборов, уровень отсева кандидатов от непарламентских партий (на 14.10.2012 - 4,8%, ранее(2010-2011 гг.) - ок. 59%) соответствует уроню отсева кандидатов парламентских партий (на 14.10.2012 – 3,3%, ранее(2010-2011 гг.) – ок. 1,5%).

  Федеральный закон от 02.05.2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(принят ГД 25.04.2012 г., внесён Президентом России)

Предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется Президентом Российской Федерации.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более 5-и лет. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы, а до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ исполнение его обязанностей осуществляется лицом, назначенным Президентом России.

Установлено, что основанием для утраты доверия Президента России являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов.

Предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ либо неоднократного грубого без уважительных причин неисполнения своих обязанностей. При этом факты нарушения законодательства и неисполнения обязанностей должны быть установлены судом. Процедура отзыва проводится по инициативе населения порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ, с учетом, что инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ.

Справочно : На основании закона региональный законодатель самостоятельно решает, допускать ли самовыдвижение на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Во всех регионах, где эти выборы глав регионов проводились 14 октября 2012 года, самовыдвижение не допускалось, всего было выдвинуто 18 кандидатов от парламентских партий и 14 кандидатов от 8 непарламентских партий, из них, успешно прошли регистрацию и участвовали в выборах: 13 кандидатов от парламентских партий и 4 от непарламентских партий (2 - от партии «Патриоты России» и 2 – от партии «Правое дело»).

  Федеральный закон от 02.10.2012 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(принят ГД в редакции согласительной комиссии 21.09.2012 г., внесен депутатами ГД С.В.Ивановым, И.В.Лебедевым, М.С.Рохмистровым)

Закон устанавливает единый день голосования – второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных выборах. Кроме того предусматривается, что если выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводились в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа, а срок полномочий органа соответственно продлевается или сокращается.

Также Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О политических партиях», приводящими положения последнего в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ в федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части, предусматривающей переход к прямым выборам высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются новые принципы формирования избирательных округов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также избирательных участков, участков референдума. В частности, схема избирательных округов будет утверждаться сроком на десять лет, а избирательные участки, участки референдума – формироваться сроком на пять лет и являться едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов.

Федеральный закон вступил в силу с 1 ноября 2012 года, за исключением статьи 1 (изменения в Федеральный закон «О политических партиях») и пунктов 1-3 (в части, касающейся признания утратившими силу положений отдельных федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты), которые вступили в силу со дня его официального опубликования 3 октября 2012 года.

При этом положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в новой редакции будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня его вступления в силу.

Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования сроком на десять лет не позднее чем за один год до ближайшего ко дню вступления в силу Федерального закона дня голосования на соответствующих выборах, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 года - не позднее 1 февраля 2013 года.

Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и представляет ее на утверждение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не позднее 1 июня года, предшествующего году назначения соответствующих выборов, а для проведения выборов во второе воскресенье сентября 2013 года - не позднее 1 декабря 2012 года.

В случае назначения до 1 февраля 2013 года досрочных выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, для проведения которых не утверждена схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в соответствии с частью 4 настоящей статьи, указанная схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Избирательные участки образуются сроком на пять лет не позднее
20 января 2013 года, а участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет не позднее 30 апреля 2013 года.

Справочно: по состоянию на 21 января 2013 года в Государственной Думе находится на рассмотрении 21 законопроект в части изменений норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (перечень прилагается – приложение 1).

  Федеральный законом от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

(принят ГД 20.11.2012 г., внесен Президентом России).

Закон предусматривает две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом в основном сохранен ранее действовавший порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа.

Федеральный закон устанавливает следующий порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации. Решение о наделении полномочиями соответствующего члена Совета Федерации вновь избранное высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно принять не позднее чем на следующий день после дня вступления в должность.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются дополнительные требования к кандидату, в частности, проживание на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих его выдвижению. Указанное требование не распространяется на кандидата, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих его выдвижению.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления в силу Федерального закона, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, после проведения очередных выборов в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в период с 1 января 2013 года до дня голосования на выборах в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделение полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в новом порядке, предусмотренном Федеральным законом. А при наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через десять дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации и оформляется соответствующим указом (постановлением). При этом, кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть депутат законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, отвечающий требованиям и ограничениям, предусмотренным Федеральным законом.

  Законопроект № 232119-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

(внесен Президентом России 01.03.2013 г.)

Законопроектом предусматривается, что выборы депутатов ГД проводятся на основе смешанной избирательной системы, в соответствии с которой

половина депутатов (225) избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ),

другая половина (225) - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Для проведения выборов депутатов ГД, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов и формируются окружные избирательные комиссии.

Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой на один округ, что обеспечивает примерное равенство округов по числу избирателей.

Формула единой нормы представительства: деление общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число одномандатных избирательных округов.

В субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства, образуется по одному одномандатному избирательному округу. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.

На выборах депутатов ГД кандидаты выдвигаются непосредственно и в составе федеральных списков кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, наряду с членами политической партии, беспартийных граждан, число которых в федеральном списке кандидатов не может превышать 50% от общего числа кандидатов, включенных в список.

Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами граждан, являющихся членами иных политических партий, а также кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 300 кандидатов.

В него могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией по одномандатным избирательным округам.

Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно.

В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части (при отсутствии общефедеральной части - в федеральном списке кандидатов) должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов.

Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов РФ, субъекту РФ или части его территории, включающей в себя территорию одного или более граничащих между собой одномандатных избирательных округов.

Региональная часть списка должна охватывать всю территорию РФ.

Регистрация федерального списка кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей.

Кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения, необходимо собрать не менее 0,5% подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а если в округе менее 100 тыс. избирателей - не менее 500 подписей.

Предвыборная агитация проводится на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, а также в иных формах. Эфирное время, печатная площадь и услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в сетевых изданиях предоставляются политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам.

Политическим партиям, выдвинувшим кандидатов только по одномандатным избирательным округам, эфирное время, печатная площадь и указанные услуги для проведения предвыборной агитации не предоставляются. Эфирное время и печатная площадь предоставляются как бесплатно, так и за плату. Бесплатное эфирное время отводится для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения предвыборных агитационных материалов.

Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии влечет за собой уменьшение доли эфирного времени, причитающегося политической партии, кандидату (в настоящее время эта доля эфирного времени может использоваться для размещения предвыборных агитационных материалов).

Для проведения своих избирательных кампаний политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, и кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, создают избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями указанных политических партий при условии, что в федеральных списках кандидатов имеются региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ (в т.ч. в составе группы субъектов РФ) или части территории субъекта РФ, в котором действует соответствующее региональное отделение.

Создание избирательных фондов политическими партиями, выдвинувшими кандидатов только по одномандатным избирательным округам, а также кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, не предусматривается.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 млн. рублей, из средств избирательного фонда кандидата - 15 млн. рублей, из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии составляет от 15 до 100 млн. рублей - в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ.

В целях повышения гласности и открытости выборов в помещениях для голосования могут устанавливаться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, что позволит вести непрерывную трансляцию в сети «Интернет» хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории РФ.

Для голосования на выборах депутатов ГД изготавливаются два вида избирательных бюллетеней: один – для голосования по федеральному избирательному округу, другой – для голосования по одномандатным избирательным округам.

В случае регистрации более 20 федеральных списков кандидатов, а по одномандатному избирательному округу – более 30 кандидатов избирательный бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

По результатам выборов по федеральному избирательному
округу к распределению депутатских мандатов допускаются
федеральные списки кандидатов, получившие не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с
методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей.

В законопроекте подробно изложены вопросы, касающиеся принципов проведения выборов депутатов ГД, полномочий избирательных комиссий, выдвижения и регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов, аннулирования и отмены их регистрации, предвыборной агитации, финансирования выборов, голосования и подсчета голосов избирателей, обжалования действий и решений избирательных комиссий.