АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"

1.6. Модельный типовой региональный закон в области образования

Типовой модельный закон ориентирован на максимально эффективное удовлетворение региональных нужд в кадрах, а также нужд населения региона в образовательных услугах. Необходимо наладить связи между рынком труда и рынком образовательных услуг по всей территории субъекта Российской Федерации для разработки единых требований качества подготовки специалистов. Более подробный анализ проблем можно найти в литературе.[1]

В модельном законе должна найти отражение экономическая деятельность муниципалитетов. Финансовая деятельность в области образования на региональном и местном уровнях осуществляется путем мобилизации, распределения и перераспределения фондов денежных средств. При расчете бюджетных ассигнований используется целый ряд социальных нормативов, таких как наполняемость классов и групп, нормы питания детей и воспитанников по дошкольным, интернатным учреждениям, перечень одежды и обуви, выдаваемой детям-сиротам, а также иное.

Разработать типовой модельный закон для субъекта Российской Федерации необходимо. Модельный закон призван уточнить распределение нормотворческих полномочий в субъектах Российской Федерации, а также упорядочить региональные и муниципальные финансовые составляющие образовательного права. Особую роль в планировании бюджетных расходов на образование играет содержание подлежащего финансированию образовательного стандарта для различных типов учреждений (нормы, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и иное).

Реализуя на практике свои полномочия в области образования, субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты. Практика показывает, что акты, которые изданы органами власти различного уровня и не отличаются единообразием ни по форме, ни по содержанию, ни по методам правового регулирования. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулирует законодательство субъектов Российской Федерации. Существует около ста вариантов форм разграничения компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[2] Что на территории одного субъекта регулировалось законом субъекта Российской Федерации, то на территории другого субъекта может быть отнесено к компетенции исполнительной власти.

Важное место в модельном законе должно занять непрерывное образования, цели и задачи которого адаптированы к интересам и потребностям населения данного региона.

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.[3] В основе непрерывного образования лежит идея, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка являются неотъемлемой составной частью его жизни. Концепция непрерывного образования признает обучение нормальной и необходимой деятельностью человека во все периоды его жизни и подразумевает возможность и необходимость для людей всех возрастов обновлять, дополнять, совершенствовать ранее приобретенные знания и умения, расширять свой кругозор и развивать способности, приобретать новые специальности. Важным аспектом непрерывного образования является систематизация различных образовательных программ, а также стандартизация квалификационной оценки таких программ. Необходимость этого связана как с возможностью получения различных видов знаний в рамках различных программ для социально адаптированной части населения и накапливания ими квалификационных оценок, так и с возможностью использования социально неадаптированными гражданами результатов прохождения соответствующих программ для трудоустройства. Аккредитация учебных программ и организаций, занимающихся предоставлением услуг в рамках непрерывного образования, есть весьма важный аспект, который во многом зависит от принципов организации управления системой непрерывного образования и наличия специального аккредитующего органа.

Под информационным обеспечением системы непрерывного образования понимают:

изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта образовательной деятельности;

создание из разрозненных элементов передового педагогического опыта единой гибкой инновационной системы образования, адаптированной к типам и формам подготовки учащихся и динамике развития современной профессиональной практики;

внедрение новых информационных и коммуникационных технологий, изменяющих характер развития, приобретения и распространения знаний, открывающих возможность для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к образованию;

создание новых форм учебной среды, таких как дистанционное образование, открытое образование и вплоть до полноценных «виртуальных» высших учебных заведений и систем;

создание на базе имеющихся средств телекоммуникаций единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей информационную поддержку учебного процесса, мониторинга и управления системой непрерывного образования;

использование возможностей СМИ для пропаганды парадигмы непрерывного образования;

разработка баз данных системы непрерывного образования России.

К нормативному правовому обеспечению непрерывного образования относят:

нормативные правовые акты, направленные на совершенствование экономических и иных механизмов непрерывного образования;

разработку и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы непрерывного образования;

правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством непрерывного образования, включая вопросы формирования образовательных стандартов или государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;

совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей наибольшую эффективность международного сотрудничества в условиях построения правового демократического государства (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и иное).

В модельном законе обязательно должно найтись место для правового регулирования подготовки учителей, врачей и инженерно-технических работников для удовлетворения нужд населения и экономики региона.

Модельный закон должен стимулировать разные формы государственно-частного партнерства на территории региона по отношению к рынку образовательных услуг.

Модельный закон должен стимулировать развитие сетевых форм объединения образовательных ресурсов, а также дистанционного и электронного образования, должен способствовать развитию обмена опытом, повышению квалификации, стажировок и студенческих практик.

Основной особенностью модельного закона можно считать приближенность его к нуждам населения данной территории, учет всех особенностей труда и отдыха проживающих в регионе граждан, а также направленности экономики и местной промышленности.



[1] Булаев Н.И., Бердашкевич А.П. О развитии законодательства в области образования // М, Издание Государственной Думы, 2005, стр. 248

[2] Ермошин Г.Т. Как формируется законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образования // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 5

[3] Такое определение дано в распоряжении Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р (СЗРФ от 12 сентября 2005 г. № 37 ст. 3752)