АВ 2013г. Выпуск 7 "Типовой региональный закон об образовании: концепция и правовая основа"

1.7. Перераспределение правомочий

Осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными органами и осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти часто используют для повышения эффективности осуществления власти. [1] Соответствующее временное осуществление полномочий не отнесено формально к мерам ответственности, хотя в некоторых случаях имеет достаточно много общего с ними.

Массив правовых норм, регулирующих соответствующие отношения, составляют федеральные законы. В ряде случаев для понимания и применения положений о временном осуществлении полномочий необходимо обращаться к положениям иных нормативных правовых актов.

Некоторые полномочия не могут временно осуществляться органами власти другого уровня. Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, согласованию изменения границ территории муниципального образования, преобразования муниципального образования. На федеральные органы государственной власти не могут быть возложены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию конституции (устава) субъекта Российской Федерации, по установлению системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по изменению статуса субъекта Российской Федерации и по изменению границ между субъектами Российской Федерации.

Основания и порядок временного осуществления полномочий сформулированы таким образом, что даже при наличии оснований решение вопроса о том, принимать ли на себя осуществление соответствующих полномочий, отдается на усмотрение тех органов, которые уполномочены принимать решение об этом. Не предусматривается прямая возможность осуществления федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, даже если они не реализуются, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации при этом бездействуют. Часть 7 ст. 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит лишь о том, что это возможно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

В законодательстве установлены четкие ограничения пределов временной передачи полномочий, в частности определены полномочия, которые не могут временно осуществляться органами власти другого уровня. Институт временного осуществления полномочий органами публичной власти другого уровня формально не отнесен к мерам юридической ответственности. Его механизмы рассматриваются в качестве императивных мер обеспечительного характера. Вместе с тем в ряде случаев нужно установить причинно-следственную связь между действиями органов публичной власти и негативными для осуществления соответствующих полномочий последствиями.



[1] Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права, № 3, 2005