2016г. № 1 весенняя сессия

Экология и земля

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ (законопроект № 1007443-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании в соответствии с целевым назначением или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации»

Законопроект на рассмотрение Думы внесли депутаты С.Е.Нарышкин, С.И.Неверов, В.А.Васильев и другие в феврале 2016 года. Проект был рассмотрен и принят в первом чтении 15 апреля т.г., во втором – 10 июня т.г., в третьем – 17 июня т.г.

I. Основные положения закона

Цель закона – стимулировать использование сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.

Так, сельхозучастки в сельских поселениях или неподалеку от них могут использоваться только для ведения сельского хозяйства.

С указанной целью сельскохозяйственные земли, используемые не по назначению, будут изымать в ускоренном порядке (через 3 года, вместо 5 лет). Обращаться в суд с требованием об изъятии и продаже таких участков будут власти субъектов.

Лицо, у которого изымается участок, не имеет право выкупить его на торгах. Кроме этого, следует уменьшать стоимость непригодных для возделывания земель на сумму, которая потребуется для их «окультуривания».

Устанавливается порядок проведения торгов изъятыми участками и нормы снижения цен на повторных торгах.

Приобретатель этих земель обязан вести их в соответствующий хозяйственный оборот в течение года с момента покупки, иначе ему грозит административная ответственность.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

0

0

92

СР

53

0

0

10

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Фабричный С.Ю., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Такой подход нам представляется абсолютно правильным, потому что земли сельхозназначения относятся, в числе прочих, к наиболее ценным объектам недвижимого имущества, которые участвуют в хозяйственном обороте. О необходимости такого подхода в своём Послании в декабре 2015 года всем нам говорил президент страны. Об этом мы постоянно слышим в регионах, когда приезжаем туда в рамках региональных недель и встречаемся и с избирателями и с товаропроизводителями.

Свергунова М.Н., фракция ЛДПР (первое чтение)

Вы говорите о том, что есть собственники, которые используют сельхозземлю не по назначению. А вот такой вот момент, вы собираетесь предусмотреть, что, может быть, у человека просто нет возможности использовать вот эту землю, которая принадлежит ему на праве собственности по назначению в связи с тем, что нет достаточных финансовых ресурсов для того, чтобы всё-таки возделывать. И мы все понимаем, что это требуются колоссально большие средства для того, чтобы всё-таки вот возводить ту или иную культуру <…>

Федоткин В.Н., фракция КПРФ (первое чтение)

Уже много лет фермеру с каждым годом тяжелее и тяжелее обрабатывать землю. Сейчас не может ни удобрения приобрести, ни технику, запчасти, ни бензин не может приобрести.

Нилов О.А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Изъяли собственность и представляете, это действительно та идея, та мечта, которую как раз Коммунистическая партия не раз с этой трибуны провозглашала, даже требовала, изымается собственность, продается с аукциона. Куда идут деньги? Если деньги за вычетом расходов на продажу возвращаются этому пусть горе, но собственнику, это же святое, тогда это один вопрос и тогда концепцию этого закона считаю можно поддерживать, можно развивать во втором, третьем чтении.

Но, если коллеги, вы предлагаете изъять собственность, да, продать её, значит, кому-либо, а деньги в казну, то это совсем другой вопрос. Тогда это такой мощный прецедент, и я сразу говорю, я с ним не согласен.

Федеральный закон от 1 апреля 2016 года № 119-ФЗ (законопроект № 930602-6) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в ноябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 18 декабря 2015 года, во втором и третьем – 22 апреля т.г.

Данная законодательная инициатива, предложенная Президентом РФ, вызвала огромный интерес общества и широко освещалась в СМИ.

I. Основные положения законопроекта

Цель закона – развитие Дальнего Востока, улучшение демографической ситуации в регионе.

Земельные участки на Дальнем Востоке размером до 1 га будут безвозмездно предоставлять в пользование на 5 лет любому желающему гражданину РФ, в т.ч. несовершеннолетнему, для занятия любой не противозаконной деятельностью. Если в течение 5 лет земельный участок используется в соответствии с договором о его предоставлении, то он передается гражданину в аренду или в собственность бесплатно. Если предоставлялся земельный участок из лесного фонда, то по истечении 5 лет он предоставляется в аренду на 49 лет, а по истечении 10 лет такой участок может перейти в собственность арендатора.

По выбору гражданина с ним может быть заключен договор аренды участка, при этом, размер арендной платы не может превышать величину земельного налога.

Предусмотрен закрытый перечень условий для отказа в предоставлении участка или для изъятия ранее предоставленного.

Субъекты РФ разрабатывают положения о предоставлении государственных и муниципальных участков на указанных условиях, которые начнут действовать с октября 2016 года.

Граждане, получившие земельные участки на основании данного закона, в том числе в собственность, обязуются не передавать право пользования, владения или распоряжения таким участком иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства.

До декабря 2016 года безвозмездно получить земельный участок сможет только лицо, зарегистрированное на территории соответствующего субъекта РФ.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

1

0

0

КПРФ

4

7

0

81

СР

57

0

0

7

ЛДПР

56

0

0

0

III. Мнения депутатов

Нилов О.А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Землю нужно давать не где-то там, за тридевять земель, где нет ни дорог, ни инфраструктуры. У нас огромное количество совсем недавно заброшенных деревень, тысячи, десятки тысяч исчезнувших с карты деревень — там есть хотя бы остатки дорог, есть какие-то остатки инфраструктуры. И почему нужно обязательно за 10—20 километров от больших населённых пунктов? Где есть земля, там её и нужно давать!

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение)

Лёд тронулся, но, к сожалению, это касается только территории Дальнего Востока.

Балашов Б.К., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

<…> Направлены на создание благоприятных условий для ведения жителями Дальневосточного федерального округа различных видов хозяйственной деятельности. Это должно оказать благоприятное влияние на экономическое состояние соответствующих регионов, способствовать притоку населения, обеспечить положительные изменения демографической ситуации.

Лазарев К.А., фракция КПРФ (первое чтение)

Данный законопроект, который предложен правительством, непонятно каким образом стратегически вписывается в какую-либо программу развития: он не предусматривает никаких льгот, никаких преференций хотя бы в той степени, в которой это предусмотрено законом "О территориях опережающего социально-экономического развития...".

Законопроект, очевидно, носит популистский характер. Заявленных целей — для всех, я так думаю, это очевидно — он не достигнет.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 353-ФЗ (законопроект № 978789-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.В.Гутеневым, А.Е.Карповым, О.В.Тимофеевой и др. в январе 2016 года. Проект был рассмотрен и принят в первом чтении 19 апреля т.г., во втором и третьем – 17 июня т.г.

I. Основные положения закона

Более 100 тыс. граждан поддержали инициативу по озеленению мегаполисов, проголосовав за это в сети Интернет на сайте российской общественной инициативы. В этих целях был создан рассматриваемый законопроект, который определяет порядок создания лесопарковых зеленых поясов.

В целях улучшения экологической обстановки и создания зон отдыха для жителей города предлагается создавать зеленые пояса на всех категориях земель.

Детально регламентирован порядок создания зеленых поясов, так, просьба об их создании подается в общественную палату субъекта, последняя может ее отклонить только в строго определенных случаях.

В отношении зеленых поясов будет установлен специальный режим, исключающий градостроительную застройку. При этом за собственниками территорий, признанных зелеными поясами, сохраняются все права.

Уменьшение площади лесопарковой зоны, а также вырубка деревьев будут жестко контролироваться и пресекаться.

Общественный экологический контроль в отношении подобных зон будут осуществлять инспекторы по охране окружающей среды.

За нарушение правил использования, разведения, ухода за лесопарковыми зонами вводится административная ответственность.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

88

0

0

4

СР

58

0

0

5

ЛДПР

51

0

0

5

III. Мнения депутатов

Старшинов М.Е., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Проектируемая норма законопроекта обусловлена анализом обращений граждан, обеспокоенных неконтролируемой вырубкой лесов, в том числе с уничтожением здоровых деревьев под видом санитарных рубок, как пример, строительство на их территории коттеджных посёлков, дач, жилых микрорайонов в ущерб экологической безопасности и здоровью граждан.

Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 337-ФЗ (законопроект № 1052856-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

В качестве субъекта законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы С.Е.Нарышкин, С.И.Неверов, В.А.Васильев и другие. Рассмотрение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 20 мая т.г., во втором – 21 июня т.г., в третьем – 22 июня т.г.

I. Основные положения закона

Закон вносит ряд изменений в законодательство о садовых товариществах.

Во-первых, уточняется порядок расчета членских взносов – чем больше участок, тем больший взнос придется вносить.

Во-вторых, в случае просрочки в уплате взноса потребуется оплачивать пени, размер которых будет определятся уставом товарищества.

В-третьих, за любым лицом, не имеющим задолженностей по оплате взносов, закрепляется право на выход из объединения.

В-четвертых, каждый член садового товарищества получит право не только знакомиться со всеми документами объединения, но и делать их копии.

Вводится реестр лиц, ведущих хозяйство самостоятельно, ведение этого реестра – обязанность объединения. Более того, член товарищества будет обязан сообщить объединению о продаже, обмене или дарении своего участка. По некоторым вопросам заочное голосование членов объединения исключается.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

1

0

3

КПРФ

2

69

0

21

СР

1

1

0

61

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Шаккум М.Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Законопроект о садоводах у нас не обновлялся уже в течение последних десяти лет, поэтому необходимость внесения в него ряда изменений однозначно назрела.

<…> В целом принятие законопроекта позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан, которые ведут дачное хозяйство, занимаются садоводством, огородничеством.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение)

Я прочитал законопроект и не нашёл здесь решения, которое позволяло бы разрешить гражданину заключать самостоятельно, как при оплате услуг ЖКХ в многоквартирных домах, договор с энергоснабжающей организацией <…>

Туманов А.В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Может быть, мы идём не тем путём, пытаясь как-то реформировать закон, который давным-давно не работает?

Нужна вообще новая концепция, и новая концепция в принципе есть — сделать так, как во всём мире: как в Прибалтике, как в Польше, как в Германии <…>