НИР Основные направления совершенствования правового регулирования научной и инновационной деятельности
1.4. Обоснование наиболее значимых (приоритетных) направлений развития институционального обеспечения и правового регулирования инновационной и научной деятельности
Анализ современного состояния и тенденций развития законодательства в сфере инновационной деятельности, ключевых проблем институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации приводят к выводу о необходимости комплексного развития институционального обеспечения и соответствующего правового регулирования инновационной и научной деятельности.
Об этом свидетельствуют и программные документы в области инновационного развития, такие как Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы[1], Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу[2], Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий[3], Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года[4], Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[5], Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[6], разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[7].
Президент Российской Федерации В.В. Путин практически сразу после вступления в должность издал Указ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым поставлена задача до 1 июля 2013 г. предусмотреть в составе разрабатываемых государственных программ Российской Федерации мероприятия по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Одновременно был издан Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указом предусмотрен комплекс первоочередных мер в области науки и образования.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определила целый ряд основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации.
Среди них:
- совершенствование налогового законодательства в направлении сохранения действующих налоговых льгот и преференций в отношении инновационно активных организаций. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в целях стимулирования инноваций будет обеспечено на основе анализа эффективности применения таких налоговых льгот и преференций;
- совершенствование бюджетного законодательства в направлении введения возможности использования в плановом периоде бюджетных средств, не использованных в текущем периоде, для отдельных категорий заключенных контрактов, а также уточнение понятия "грант" для целей бюджетного законодательства;
- совершенствование законодательства о техническом регулировании в направлении разработки, принятия и обновления региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики;
- совершенствование экологического регулирования в направлении использования соответствующих инструментов стимулирования предприятий совершенствовать производственные технологии и предъявлять спрос на инновации, а также формирование системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования;
-совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий предполагает упорядочение разных видов регулирования, введение единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов с использованием процедур публичных слушаний и оценки регулирующего воздействия, а также отмену норм, тормозящих технологическое развитие и при этом не обеспечивающих повышение безопасности;
- cовершенствование таможенного регулирования, механизмов экспортного и валютного контроля будет направлено на снижение барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий;
- cовершенствование законодательства Российской Федерации о миграционном учете в целях стимулирования въезда высококвалифицированных работников и членов их семей предполагает:
дальнейшее упрощение миграционного учета отдельных категорий иностранных граждан, в том числе при их перемещении по территории Российской Федерации;
закрепление возможности использования современных форм найма за рубежом квалифицированных специалистов, в том числе договора о предоставлении персонала;
содействие образовательной миграции и академической мобильности;
введение преференций для пребывания в России и трудоустройства успешно обучающихся иностранных выпускников российских учебных заведений;
- cовершенствование гражданского законодательства Российской Федерации в части прав на результаты интеллектуальной деятельности будет направлено на повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования;
- cовершенствование правового регулирования корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса;
- cовершенствование антимонопольного законодательства Российской Федерации предполагает разработку изменений в области регулирования слияний и поглощений, упрощающих или затрудняющих объединение в зависимости от активизации инновационной составляющей нового предприятия;
- cовершенствование законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд предполагает расширение форм и способов размещения заказа, дополнение критериев конкурсной оценки, создание возможности заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой исполнения обязательств в целях учета специфики закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также введение процедур планирования государственных закупок, в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции, на среднесрочный период;
- совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании будет направлено на:
введение норм, позволяющих выстраивать эффективные модели управления в образовательных учреждениях, в том числе механизмов государственно-общественного управления, попечительских и наблюдательных советов;
определение правил формирования органов государственно-общественного управления, их функций и полномочий, в том числе в части взаимоотношений с руководителями образовательных учреждений;
совершенствование модели регулирования деятельности образовательных и научных учреждений (в том числе в части отчетности и контроля), отдельных исследовательских коллективов и ученых в целях улучшения возможностей для инновационного развития и распространения наилучшей практики;
- совершенствование механизмов аккредитации предполагает:
формирование на базе единого органа по аккредитации современной национальной системы аккредитации, обеспечивающей взаимное признание результатов оценки (подтверждения) соответствия в Российской Федерации и зарубежных странах;
максимальное использование системы аккредитации в целях повышения инновационной активности;
- совершенствование норм трудового законодательства Российской Федерации предполагает регулирование вопросов найма, повышения в должности педагогических сотрудников, в частности профессорско-преподавательского состава и научных работников, оплаты их труда, оценки результативности и эффективности их деятельности, прекращения с ними трудовых отношений и смежные вопросы для создания условий вузам и научным организациям по проведению гибкой кадровой политики, привлечению наиболее квалифицированных специалистов, в том числе иностранных;
- совершенствование законодательства о науке предполагает:
конкретизацию правового статуса ученого, отличного от правовых статусов иных лиц, участвующих в научной деятельности или способствующих ей;
установления критериев отграничения научной деятельности на профессиональной основе от научного творчества;
пересмотр системы прав научных работников при отказе от использования декларативных и не имеющих юридического значения конструкций;
отражения новой идеологии развития государственного сектора науки как основного субъекта, производящего знания в переходный период;
достижения оптимального участия различных субъектов (вузовской, корпоративной науки, науки общественных организаций) в структуре производства научных знаний.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» было поставлено несколько новых задач, направленных на увеличение роли науки в модернизации социально-экономического развития России. Их решение требует не только организационно-обеспечительной деятельности, но и совершенствования действующих нормативных правовых актов. Для этого должны быть выявлены нормы и институты как способствующих решению поставленных задач, так и препятствующих этому.
Современное законодательство о науке и научно-технической политике не содержит того количества норм и институтов, которые модно считать достаточными для обеспечения действия принципа государственных гарантий приоритетного развития фундаментальных научных исследований (ст. 11 Федерального закона «О науке и научно-технической политике»). В области фундаментальной науки важное значение придаётся различного рода программам, но эффективность избранного способа управления наукой невысока, поскольку значительная часть программ, определяющих развитие науки, в настоящее время не имеют форму нормативного правового акта, следовательно, не являются обязательными для исполнения.
Научный работник – важнейший субъект научной деятельности, но это для Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» характерно несоответствующее задачам построения инновационной экономики регулирование правового статуса ученого. Это выражается в следующем: 1) пробельное закрепление системы прав, 2) декларативный характер этих прав, 3) отсутствие специальных правомочий в содержании того или иного права, 4) отсутствие механизма их реализации и 5) отсутствие системы гарантий, обеспечивающих реализацию закрепленных правом притязаний субъектов научной деятельности.
Одними из причин, препятствующих повышению качества научной деятельности являются недостаточная социальная защищенность научного работника (заработная плата мала, масштабной и эффективной системы грантов не создано, материальная поддержка избирательна и мало связана с научным потенциалом работника, проблема обеспечения жильем и создания устойчивой связи с научным учреждением не решена) и низкий социальный статус педагогических и научных работников. Так, по результатам социологических опросов в США 52% опрошенных считают профессию ученого престижной, в то время как в России подобного мнения придерживается лишь 1% .
Учитывая изложенное, указанные основные направления совершенствования законодательства в целях инновационного развития можно сгруппировать в следующие наиболее значимые (приоритетные) направления институционального обеспечения и соответствующего правового регулирования инновационной и научной деятельности:
1) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития образования;
2) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения эффективного развития науки;
3) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития бизнеса;
4) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития государства;
5) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения развития инновационной инфраструктуры.
Данные наиболее значимые направления развития институционального обеспечения и правового регулирования инновационной и научной деятельности положены в основу прилагаемой Концепции институционального обеспечения инновационного развития и предложений по развитию законодательства об инновационной и научной деятельности.
[1] Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 832
[2] Утв. Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576)
[3] Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 г. № 1764-р
[4] Утв. Правительством Российской Федерации 05.08.2005 г. № 2473п-П7
[5] Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (Протокол от 15.02.2006 г. № 1)
[6] Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р
[7] Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р