НИР Основные направления совершенствования правового регулирования научной и инновационной деятельности
Раздел 2. Концепция институционального обеспечения инновационного развития и предложений по развитию законодательства об инновационной и научной деятельности.
ПРОЕКТ
Концепция институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации
I . Общие положения
Настоящий документ подготовлен в развитие Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия) [1], разработанной на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[2].
Стратегия предусматривает, что повышение эффективности национальной инновационной системы обеспечивается слаженным взаимодействием существующих и создаваемых ее элементов.
Элементы национальной инновационной системы, будучи урегулированными нормами права, приобретают характер правовых институтов – совокупности правовых норм, регламентирующих определенную группу общественных отношений.
Соответственно, эффективность национальной инновационной системы напрямую зависит от качества правовой регламентации существующих и создаваемых элементов национальной инновационной системы.
Государством за прошедшие годы велась активная работа по развитию национальной инновационной системы и правовой регламентации ее отдельных элементов. Созданы и действуют многочисленные инструменты государственной поддержки инновационной деятельности, такие как некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»), технико-внедренческие особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОСНАНО», Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и др.
Приняты новые законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, направленные на институциональное обеспечение инновационной инфраструктуры, в том числе:
Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которым в закон о науке были введены такие понятия как «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов», «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность», а также отдельная глава IV.1 «Государственная поддержка инновационной деятельности»;
Федеральный закон от 20.07.2011 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности»;
Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон № 195-ФЗ от 19.07.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»;
Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», предусматривающий создание малых внедренческих предприятий при государственных научных организациях и высших учебных заведениях;
Между тем законодательная модель правового регулирования и поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации является фрагментарной и не охватывает весь комплекс соответствующих отношений.
Учитывая специфику данной области общественных отношений, ее комплексный, межотраслевой характер, принятие одного специального правового акта на федеральном уровне или внесение отдельных поправок в законодательство не решает задачи завершенного регулирования инновационной деятельности. Необходимы разработка Концепции институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации (далее – Концепция) и на ее основе формулирование предложений по развитию законодательства об инновационной деятельности.
При этом Концепция будет исходить из следующей законодательной модели регулирования институциональных основ инновационного развития Российской Федерации – принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов государственной поддержки и развития инновационной деятельности.
II.Цели и задачи Концепции
Основной целью Концепции является определение основных направлений реформирования законодательства, регламентирующего основные элементы национальной инновационной системы и взаимоотношения между указанными элементами, включая инновационное образование, инновационный бизнес, эффективную науку, инновационное государство, инновационную инфраструктуру и территории инновационного развития.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития образования;
2) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения эффективного развития науки;
3) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития бизнеса;
4) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития государства;
5) реформирование законодательства в целях институционального обеспечения развития инновационной инфраструктуры.
III . Нормативное регулирование различных элементов национальной инновационной системы
3.1. Реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития образования
Институциональное обеспечение инновационного развития образования требует совершенствования:
а) законодательства об образовании – в части введения норм, позволяющих:
выстраивать эффективные модели управления в образовательных учреждениях,
создавать органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями,
развивать различные формы кооперации образовательных учреждений с научными организациями и промышленными предприятиями,
эффективно заниматься научной деятельностью в образовательных организациях и внедрять полученные результаты,
совершенствовать модели регулирования деятельности образовательных учреждений;
совершенствовать механизмы аккредитации;
внедрять новые формы обучения в целях повышения инновационной активности и инновационной культуры;
координировать фундаментальные и поисковые научные исследования с научными организациями и промышленными предприятиями;
усовершенствовать систему подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации.
б) трудового законодательства – в части введения норм, позволяющих образовательным организациям вести гибкую кадровую политику, эффективно решать определять вопросы найма, повышения в должности педагогических сотрудников, в частности профессорско-преподавательского состава и научных работников, оплаты их труда, оценки результативности и эффективности их деятельности, прекращения с ними трудовых отношений;
в) налогового законодательства – в части развития механизма предоставления налоговых льгот образовательным организациям;
г) законодательства о миграционном учете – в части упрощения миграционного законодательства в отношении въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и членов их семей.
3.2. Реформирование законодательства в целях институционального обеспечения эффективного развития науки
Институциональное обеспечение эффективного развития науки требует совершенствования:
а) законодательства о науке - в части перехода преимущественно на грантовое финансирование научных исследований, развитие механизмов координации финансирования научных исследований, реформирования академического сектора науки
б) бюджетного законодательства – в части расширения возможности финансирования научных исследований и инновационных проектов за пределами трехлетнего периода;
в) трудового законодательства – в части обеспечения перехода научных работников на эффективный контракт, создания центров превосходства;
г) налогового законодательства – в целях стимулирования частных лиц к финансированию научных исследований по приоритетным направлениям науки и технологий;
д) законодательства о миграционном учете – в части упрощения миграционного законодательства в отношении въезда и пребывания на территории Российской Федерации научных работников и членов их семей, введение преференций для пребывания в России и трудоустройства успешно обучающихся иностранных выпускников российских учебных заведений.
з) гражданского законодательства, в том числе законодательства об интеллектуальной собственности – в части развития различных форм инновационного сотрудничества (в том числе создание ассоциаций некоммерческих и коммерческих организаций, участие научных организаций в договоре о совместной деятельности), совершенствования норм о защите прав авторов служебных произведений, введения эффективного механизма управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие Российской Федерации
3.3. Реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития бизнеса
Институциональное обеспечение инновационного развития бизнеса требует совершенствования:
а) налогового законодательства – в части совершенствования норм о предоставлении налоговых льгот для лиц, реализующих инновационные проекты;
б) законодательства о техническом регулировании – в части разработки, принятия и обновления региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики;
в) экологического законодательства – в части стимулирования предприятий совершенствовать производственные технологии и предъявлять спрос на инновации, а также формирования системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования;
г) законодательства о промышленной безопасности – в части упорядочивания разных видов регулирования, введения единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов с использованием процедур публичных слушаний и оценки регулирующего воздействия, а также отмены норм, тормозящих технологическое развитие и при этом не обеспечивающих повышение безопасности;
д) гражданского законодательства, в том числе корпоративного законодательства, законодательства об инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности - в части введения новых механизмов защиты прав инвесторов в инвестиционных проектах, совершенствования норм о лицензированных договорах и договорах об отчуждении исключительных прав, совершенствования организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса, кооперации науки, образования и бизнеса;
е) таможенного законодательства – в части снижения барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий;
ж) антимонопольного законодательства – в части изменений в области регулирования слияний и поглощений, упрощающих или затрудняющих объединение в зависимости от активизации инновационной составляющей нового предприятия;
з) бюджетного законодательства – в части изменения механизмов субсидирования технологического перевооружения и реализации инновационных проектов промышленными предприятиями.
3.4. Реформирование законодательства в целях институционального обеспечения инновационного развития государства
Институциональное обеспечение инновационного развития государства требует совершенствования:
а) законодательства об оказании государственных услуг - в части снятия нормативных ограничений для оказания государственных услуг в электронной форме;
б) законодательства о развитии информационного общества – в части повышения информационной открытости государства (в том числе путем размещения открытых данных), развития информационного обмена между государственными органами различных уровней (РФ – субъекты РФ) и муниципальными органами;
в) законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд - в целях расширения форм и способов размещения заказа, дополнения критериев конкурсной оценки, создания возможности заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой исполнения обязательств в целях учета специфики закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также введения процедур планирования государственных закупок, в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции, на среднесрочный период.
3.5. Реформирование законодательства в целях институционального обеспечения развития инновационной инфраструктуры.
Институциональное обеспечение инновационной инфраструктуры требует принятия специальных законодательных актов, регламентирующих правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры и устанавливающих порядок их взаимодействия друг с другом, а также с субъектами инновационной деятельности.
[1] Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р
[2] Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р