НИР Основные направления совершенствования правового регулирования научной и инновационной деятельности
Раздел 4. Перспективные планы реализации концепции институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации и рекомендации по развитию правового регулирования инновационной и научной деятельности.
Наименование законопроекта |
Содержание законопроекта |
Федеральный закон «О грантовом финансировании научно-исследовательс-ких и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств» |
Действие законопроекта будет распространяться на все случаи проведения НИР или ОКР за счет бюджетных средств, за исключением случаев, когда: проведение НИР или ОКР необходимо для обеспечения интересов конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, интересов обороны и безопасности государства, выполнения международных обязательств, планируется закрепление прав на результаты НИР или ОКР за Российской Федерацией (или совместно за Российской Федерацией и исполнителем). В последних случаях будет применяться законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд. Основной целью принятия закона будет установление общих принципов грантового финансирования и проведения экспертизы заявок и проектов при предоставлении грантов, соответствующих международной практике. В рамках данных принципов конкретные субъекты (государственные органы, государственные фонды поддержки) смогут устанавливать особенности проведения конкурсов на предоставление грантов по различными видам НИОКР и по различным программам. Закон определит особенности договора о предоставлении гранта в научно-технической сфере, общие требования к процедурам проведения конкурсов на предоставление грантов, и требования к экспертизе заявок на предоставление грантов и результатов выполненных работ (их соответствие поданным заявкам). Основным принципом проведения НИР и ОКР на основании договора о предоставлении гранта должен стать инициативный характер формулирования результатов работ, содержания работ и обоснования стоимости работ со стороны заявителей. При этом органы государственной власти, предоставляющие гранты, будут определять общие направления (темы) НИР и ОКР, а также организовывать проведение экспертизы заявок и результатов НИР и ОКР и на основании результатов экспертизы определять лиц, которым будет предоставлено финансирование. Лица, получившие финансирование по договору о предоставлении гранта, получают права на все результаты работы. Их основной обязанностью (помимо выполнения НИР и ОКР в соответствии с условиями поданной заявки) будет также обнародование результатов исследований и (в некоторых случаях) выдача безвозмездных неисключительных лицензий на результаты НИР и ОКР (в тех случаях, когда полученные результаты работ важны для общества, например, при лечении серьезных заболеваний, охране окружающей среды и т.д.). Случаи и порядок выдачи таких лицензий будут четко регламентированы законом. Закон регламентирует также обязанности грантополучателей по использованию (внедрению) результатов ОКР и прикладных НИР. Невыполнение указанных обязанностей может стать основанием для отказа в выдаче последующих грантов (но не во всех случаях и далеко не по всем ОКР и прикладным НИР). Законом будут предусмотрены возможные критерии для отбора заявок, при этом будет установлен основной принцип приоритета качественных критериев перед ценовыми. Перечень данных критериев будет открытым. Закон предусмотрит создание качественно новой системы экспертизы заявок и результатов работ, так как именно от уровня экспертов и качества экспертизы зависит отбор лучших заявок. В качестве ориентира при создании новой системы экспертизы может быть система экспертизы, созданная при реализации 7-ой рамочной программы ЕС (или программы «Горизонт 2020»). |
Федеральный закон «О финансировании научных исследований» |
Данный законопроект установит обязательные принципы для финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также определит перечень мер по стимулированию иных субъектов, финансирующих научные исследования, к соблюдению общих принципов и приоритетов финансирования. Также данным законом будет определен порядок определения общих и отраслевых приоритетов при финансировании научных исследований. Закон установит систему координации финансирования научных исследований и правовой статус ее различных элементов, меры стимулирования частных лиц, местных и региональных органов власти, финансирующих научные исследования, к соблюдению общих принципов и приоритетов (за исключением норм о налоговых, таможенных и иных льготах, которые в любом случае должны быть включены в специальные кодексы или законы). |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» |
Данным законопроектом будут установлены: 1) гарантии оплаты труда научных работников на основе эффективного контракта 2) нормативные основы оценки результативности деятельности научных работников. |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональ-ном образовании» |
Данным законопроектом будут: 1) Установлены гарантии оплаты труда научно-педагогических работников на основе эффективного контракта 2) распространены правила оценки результативности деятельности научных работников, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», на научно-педагогических работников. |
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Законопроектом будут: 1) внесены изменения в ст.12 ГК РФ, в которой в качестве способа защиты гражданских прав «взыскание компенсации за нарушение гражданских прав», 2) внесена новая статья 15.1. «Взыскание компенсации за нарушение гражданских прав», в которой будет установлено, что лицо, право которого нарушено, вправе требовать выплаты ему компенсации вместо возмещения убытков, 3) дополнена глава 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательства» статьей, регламентирующей порядок взыскания компенсации за нарушение обязательства. |
«О внесении изменений в ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" |
Законопроект будет: 1) содержать определение инвестиционного договора, установив при этом, что инвестиционные отношения могут осуществляться на основании иных договоров, не противоречащих ГК РФ, 2) устанавливать особенности инвестиционной деятельности при реализации инновационных проектов; 3) содержать определение венчурных инвестиций и особенности их осуществления. |
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статьи Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответствен-ностью» |
Законопроектом будут перечислены дополнительные условия, которые могут быть предметом корпоративных соглашений (о составе совета директоров, об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа, о назначении лица единоличным исполнительным органом на период «становления проекта» и т.д.), а также предусмотрен примерный перечень способов обеспечения исполнения обязательств сторон по данным соглашениям и перечень мер ответственности: - принудительный выкуп акций (долей); - лишение права голоса на общем собрании акционеров (участников); - признание решений органа управления хозяйственного общества, противоречащих условиям акционерных соглашений (соглашений между участниками ООО), недействительными (при условии, что соответствующие соглашения были доведены до сведения органов управления хозяйственного общества); - установление возможности принятия судом решений, заменяющих выражение воли лиц, нарушивших акционерные соглашения; - компенсация; - неустойка. |
«О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Законопроект: 1) дополнит главу 69 ГК РФ нормами о лицензионном договоре и договоре об отчуждении исключительного права по аналогии с тем, как подробно диспозитивные и императивные нормы сформулированы применительно к договору аренды, купли-продажи, подряда и т.д. Диспозитивные нормы будут восполнять договорные пробелы и действовать, если иное не предусмотрено договором; 2) дополнит общую главу 69 части 4 ГК РФ «информационной обязанностью» правообладателя (по аналогии с информационной обязанностью продавца по договору купли-продажи), которая будет возникать у правообладателя при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности по любому основанию, и предусмотреть правовые возможности для приобретателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности по своему выбору: - потребовать безвозмездной доработки РИД или передачи ему прав на другие РИД, необходимые для использования РИД, права на который переданы по договору с правообладателем; - если права на другие РИД, необходимые для использования РИД приобретателя, имеют другие лица (не правообладатель по договору) – приобретатель прав на РИД вправе приобрести «недостающие права» и возложить расходы на правообладателя; - отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных по договору сумм; - потребовать уменьшения лицензионного вознаграждения или вознаграждения за отчужденное исключительное право. 3) наделит авторов РИД правом требовать от работодателя предоставления информации об использовании РИД в производстве либо о заключении лицензионных договоров в отношении РИД; 4) предоставит авторам РИД права требовать от работодателя предоставления принудительной безвозмездной исключительной лицензии на РИД в случае, если РИД не используется в течение определенного срока с момента получения патента (данный срок должен быть сокращенным по сравнению с установленным в ст.1362 ГК РФ). |
Федеральный закон «Об инновационной инфраструкту-ре» |
Законопроект определит особенности правового статуса (правового положения): 1) субъектов, обеспечивающих обслуживание инновационного предпринимательства (технопарки, бизнес-инкубаторы, биржи интеллектуальной собственности, центры коллективного пользования, технологические платформы, информационно-аналитические центры и т.д.). 2) субъектов, обеспечивающих финансирование инновационной деятельности (фонды поддержки инновационной деятельности в научно-технической сфере, венчурные компании, венчурные фонды и т.д.) 3) территории инновационного развития (в том числе инновационно-промышленные кластеры, технико-внедренческие зоны и т.д.). Перечисление в федеральном законе основных субъектов инновационной инфраструктуры не означает закрытость их перечня. Субъекты РФ и муниципальные образования при оказании поддержки инновационной деятельности могут определять основные признаки иных субъектов инновационной инфраструктуры, которым предоставляется поддержка. Особый акцент в данном законе будет сделан на обеспечении информационного обмена различных участников инновационной деятельности, сотрудничестве научных, образовательных организаций и промышленных предприятий, в том числе о формах такого сотрудничества, в настоящее время не разрешенных действующим законодательством (например, будет предусмотрена возможность создания объединений коммерческих и некоммерческих организаций при осуществлении инновационной деятельности). Информационная обязанность должна быть одной из основных у всех субъектов инновационной инфраструктуры. Закон установит особые механизмы защиты прав субъектов инновационной деятельности (в дополнение к способам, предоставленным действующим законодательством (прежде всего, гражданским законодательством)). |
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об инновационной инфраструкту-ре» |
В связи с принятием федерального закона «Об инновационной инфраструктуре» необходимо будет внести изменения в законодательные акты, необходимые для обеспечения действия федерального закона «Об инновационной инфраструктуре»: 1) в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (для определения правового статуса венчурных компаний и фондов); 2) в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (для определения правового положения инновационных территорий) 3) в Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития"; 4) в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт"; 5) в Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; 6) в Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". |
4.2 Разработка перспективных планов реализации концепции институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации
П/п |
Наименование нормативно-правового акта |
Орган, ответственный за разработку |
Сроки разработки |
Орган, принимающий нормативно-правовой акт |
Переход к грантовому финансированию научно-исследовательских работ | ||||
1. |
Федеральный закон «О грантовом финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первый квартал 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
2. |
Постановление Правительства РФ «Об утверждении типовых форм соглашений о грантовом финансировании научно-исследовательских работ» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Второй квартал 2013 года |
Правительство РФ |
3. |
Постановление Правительства РФ «Об экспертизе в ходе грантового финансирования научно-исследовательских работ федеральными органами исполнительной власти» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Второй квартал 2013 года |
Правительство РФ |
Развитие механизмов координации финансирования научных исследований | ||||
4. |
Федеральный закон «О финансировании научных исследований» |
Минобрнауки России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
5. |
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельных законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О финансировании научных исследований» |
Минобрнауки России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
6. |
Постановление Правительств РФ о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" в целях определения роли Минобнауки России в координации финансирования научных исследований |
Минобрнауки России |
Второй квартал 2013 года |
Правительство РФ |
7. |
Изменения в нормативные акты, определяющие правовой статус иных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в финансировании научных исследований |
Федеральные органы исполнительной власти |
Второй квартал 2013 года |
Президент РФ, Правительство РФ |
8. |
Изменения в нормативные акты, определяющие правовой статус государственных академий наук |
Минобрнауки России |
Второй квартал 2013 года |
Президент РФ, Правительство РФ |
Реформирование академического сектора науки | ||||
9. |
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» |
Минобрнауки России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
10. |
Изменения в нормативные акты, определяющие правовой статус государственных академий наук |
Минобрнауки России |
Второе полугодие 2013 года |
Президент РФ, Правительство РФ |
Изменение системы оплаты труда научных и научно-педагогических работников | ||||
11. |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» |
Минобрнауки России |
Второй квартал 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
12. |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» |
Минобрнауки России |
Второй квартал 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
13. |
Проект постановления Правительства РФ «О переходе к системе оплаты труда научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания в государственных научных учреждениях и научных подразделениях государственных образовательных учреждений на основе «эффективного контракта». |
Минобрнауки России |
Третий квартал 2013 года |
Правительство РФ |
14. |
Изменения в постановление Правительства РФ от 02.09.2010 г. №76 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России, Минфин России |
Третий квартал 2013 года |
Правительство РФ |
Реформирование налогового законодательства | ||||
15. |
Внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
Обеспечение прав участников инновационных проектов | ||||
16. |
Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
17. |
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
18. |
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статьи Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
Реформирование законодательства об интеллектуальной собственности в целях обеспечения развития инновационной деятельности | ||||
19. |
«О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
Предоставление обязательных неисключительных лицензий на объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации | ||||
20. |
Постановление Правительства РФ «Об управлении объектами интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации» |
Минобрнауки России, Роспатент |
Второй квартал 2013 года |
Правительство РФ |
21. |
Постановление Правительства РФ «Об информационном портале по управлению объектами интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации» |
Минобрнауки России, Роспатент |
Четвертый квартал 2013 года |
Правительство РФ |
Повышение заинтересованности разработчиков во внедрении результатов интеллектуальной деятельности в производство | ||||
22. |
«О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» |
Минобрнауки России |
Первое полугодие 2013года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
23. |
Постановление Правительства РФ «О выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета» |
Минобрнауки России |
Третий квартал 2013 года |
Правительство РФ |
Регулирование инфраструктуры инноваций | ||||
24. |
Федеральный закон «Об инновационной инфраструктуре» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
25 |
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об инновационной инфраструктуре» |
Минобрнауки России, Минэконом-развития России |
Первое полугодие 2013 года |
Государственная Дума Федерального Собрания РФ |
4.3. Рекомендации по развитию правового регулирования инновационной и научной деятельности
Помимо мер законодательного регулирования и перспективных планов, направленных на реализацию Концепции институционального обеспечения инновационного развития Российской Федерации, предлагаются также следующие направления развития правового регулирования инновационной и научной деятельности:
1. Целесообразно принять специальный федеральный закон рамочного типа в сфере государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, предметом регулирования которого явилось бы установление целей и принципов государственной инновационной политики; определение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения инновационного развития, регламентация статуса субъектов инновационной деятельности; определение принципов, форм и методов их государственной поддержки, а также защиты их прав.
2. В отраслевые законодательные акты, посвященные отдельным видам деятельности в сфере экономики, образования, науки, культуры подлежат включению нормы, конкретизирующие базовые понятия и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности применительно к соответствующим видам деятельности.
3. Совершенствование правового регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, в том числе предусмотреть в законодательстве в качестве полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включение показателей инновационного развития в содержание таких документов государственного стратегического планирования, как стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации на долгосрочную перспективу, программы социально-экономического развития субъектов Федерации, целевые программы, финансируемые за счет средств региональных бюджетов, прогнозы социально-экономического развития субъектов Федерации;
4. В законодательство подлежат включению нормы, направленные на создание законодательного механизма, стимулирующего внедрение в производство и коммерциализацию интеллектуальных разработок.
5. Содействие инновационному развитию могут оказать поправки в законодательство об интеллектуальной собственности по следующим основным направлениям:
1) нуждаются в совершенствовании нормы о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, между государством, исполнителем и частным инвестором;
2) в законодательство следует включить универсальные диспозитивные нормы, определяющие правила о размере, порядке, сроках выплаты авторского вознаграждения авторам, создающим интеллектуальные результаты в порядке исполнения служебного задания.
6. Предлагается осуществить комплексное совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в направлении создания условий для функционирования самых разнообразных организационно-правовых форм интеграции науки, образования и производства.
7. Представляется целесообразным совершенствование законодательства о размещении заказов на создание научно-технических результатов по следующим основным направлениям:
1) необходимо принципиально разграничить процедуры размещения заказа на выполнение прикладных НИОКР, непосредственной целью которых является создание инновационной продукции, с одной стороны, и процедуры размещения заказа на проведение фундаментальных и поисковых исследований, с другой стороны;
2) при размещении заказов на прикладные исследования необходимо на законодательном уровне повысить инновационную составляющую государственных закупок, и оценивать подаваемые заявки также с точки зрения экономической и инновационной привлекательности создаваемых результатов;
3) при размещении заказов на фундаментальные и прикладные исследования необходимо урегулировать соответствующие процедуры, по которым размещаются заказы в целях государственной поддержки общественных потребностей в соответствующих исследованиях;
8. Совершенствование налогового законодательства по следующим основным направлениям:
1) создание системы налоговых льгот, стимулирующих потребительский спрос на инновационную продукцию;
2) стимулирование инновационных процессов внутри хозяйствующих субъектов (отдельных предприятий и компаний);
9. Принятие специального законодательства, регулирующего вопросы венчурного инвестирования и кредитования.
10. Совершенствование правового статуса государственных и негосударственных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
11. Создание комплексного правового механизма, стимулирующего потребительский спрос на инновационную продукцию.