НИР Основные направления совершенствования правового регулирования научной и инновационной деятельности
Раздел 5. Проекты законодательных актов, рекомендуемых для дальнейшего развития законодательства об инновационной и научной деятельности.
5.1 Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Статья 1
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст. 3301) следующие изменения:
1) в статье 12:
а) дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
«взыскания компенсации за нарушение гражданских прав;»;
б) абзацы одиннадцатый – тринадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым - четырнадцатым;
2) дополнить статьей 15.1. следующего содержания:
«Статья 15.1. Взыскание компенсации за нарушение гражданских прав
1. В случаях, установленных законом, лицо, право которого нарушено, вместо возмещения убытков может требовать уплаты компенсации.
2. Под компенсацией понимается определенная законом, судом или договором денежная сумма, которую лицо, нарушившее право, обязано уплатить лицу, чье право нарушено, вместо возмещения убытков.
3. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом лицо, обратившееся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.»;
3) дополнить статьей 393.1. следующего содержания:
«Статья 393.1 Обязанность должника уплатить компенсацию
1. В случаях, установленных законом, должник обязан по требованию кредитора вместо возмещения убытков уплатить кредитору компенсацию за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
2. Обязанность должника уплатить компенсацию может быть установлена договором в случаях, установленных законом, а также в случаях, если из существа обязательства вытекает невозможность определения размера убытков, причиненных его неисполнением или ненадлежащим исполнением (в частности, обязательства по внесению вкладов по инвестиционному договору, договору простого товарищества, вкладов в имущество или в уставный капитал юридического лица и иные подобные обязательства).»;
4) дополнить статью 395 пунктом 4 следующего содержания:
«4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства кредитор имеет право потребовать взыскания денежных средств в судебном порядке, за исключением случаев, когда исполнение денежного обязательства должником обусловлено исполнением своих обязательств кредитором (является встречным) и при этом кредитор не исполнил свои обязательства.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В.Путин
5.2 Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Статья 1
Внести в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, 52(I), ст.5496) следующие изменения:
1) дополнить статьей 1234.1. следующего содержания:
«Статья 1234.1. Права и обязанности сторон по договору об отчуждении исключительного права
1. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении исключительного права, правообладатель обязан передать приобретателю всю имеющуюся документацию на результат интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждается, а также дать приобретателю исчерпывающую и достоверную информацию о сфере деятельности, в которой результат интеллектуальной деятельности может использоваться, и о возможных способах использования результата интеллектуальной деятельности, в том числе о способах и условиях его внедрения в промышленное производство.
2. Правообладатель обязан гарантировать, что использование результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждается, не требует приобретения исключительных прав на иные результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие правообладателю или третьим лицам, если только в договоре прямо не предусмотрено согласие приобретателя на передачу ему исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, использование которого невозможно без приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие правообладателю или третьим лицам.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правообладателем обязанностей, установленных пунктами 1, 2 настоящей статьи, дает право приобретателю по своему выбору:
- потребовать расторжения договора об отчуждении исключительного права, возмещения убытков либо уплаты компенсации в установленном договором размере (ст. 15.1, п. 2 ст. 393.1 настоящего Кодекса);
- потребовать от правообладателя проведения за его счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях достижения возможности использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждается, заявленными в договоре способами;
- потребовать от правообладателя безвозмездной передачи ему на условиях неисключительной лицензии исключительных прав на иные результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие правообладателю и необходимые для использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждается;
- получить право использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам и которые необходимы для использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждается, и возложить понесенные затраты на правообладателя;
- потребовать уменьшения вознаграждения, уплаченного (подлежащего уплате) по договору об отчуждении исключительного права.
4. Правообладатель отвечает за убытки, причиненные приобретателю в результате привлечения приобретателя к ответственности третьими лицами за нарушение принадлежащих им исключительных прав в связи с использованием результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который отчуждено приобретателю.
Если третье лицо предъявит к приобретателю иск о нарушении приобретателем исключительных прав, принадлежащих третьему лицу, в результате использования результата интеллектуальной деятельности, права на который были отчуждены, приобретатель обязан привлечь правообладателя к участию в деле, а приобретатель обязан вступить в это дело на стороне покупателя.
Непривлечение приобретателем правообладателя к участию в деле освобождает правообладателя от ответственности перед приобретателем, если правообладатель докажет, что, приняв участие в деле, он мог бы предотвратить привлечение приобретателя к ответственности за нарушение исключительных прав третьих лиц в результате использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который было отчуждено.
Правообладатель, привлеченный приобретателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела приобретателем.»;
2) дополнить статью 1235 пунктами 8-11 следующего содержания:
«8. Лицензиар обязан гарантировать, что использование результата интеллектуальной деятельности установленным в договоре способом, не нарушает исключительные права на иные результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие лицензиару или третьим лицам.
9. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицензиаром обязанности, установленной пунктом 8 настоящей статьи, дает лицензиату по своему выбору:
- потребовать расторжения лицензионного договора, возмещения убытков либо уплаты компенсации в установленном договором размере (ст. 15.1, п. 2 ст. 393.1 настоящего Кодекса);
- потребовать от лицензиара безвозмездной передачи ему на условиях неисключительной лицензии исключительных прав на иные результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие лицензиару и необходимые для использования результата интеллектуальной деятельности способом, указанным в лицензионном договоре;
- приобрести у третьих лиц принадлежащие им исключительные права на иные результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для использования результата интеллектуальной деятельности способом, указанным в лицензионном договоре, и возложить понесенные затраты на лицензиара;
- потребовать уменьшения лицензионного вознаграждения.
10. Лицензиар и лицензиат несут обязанности, установленные пунктом 4 статьи 1234.1 настоящего Кодекса соответственно для правообладателя и приобретателя.
11. Лицензиар обязан гарантировать правовую и техническую возможность использования результата интеллектуальной деятельности указанным в договоре способом. В случае невозможности использования результата интеллектуальной деятельности указанным в лицензионном договоре способом без дополнительной доработки, лицензиат имеет право по своему выбору:
- потребовать расторжения лицензионного договора, возмещения убытков либо уплаты компенсации в установленном договором размере (ст. 15.1, п. 2 ст. 393.1 настоящего Кодекса);
- потребовать от лицензиара проведения за его счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях достижения возможности использования результата интеллектуальной деятельности установленным в договоре способом.».
3) дополнить пункт 2 статьи 1295 абзацем четвертым следующего содержания:
«Условия договора между работодателем и работником не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями примерной формы договора между работником и работодателем о выплате авторского вознаграждения, утвержденной Правительством Российской Федерации. Размер авторского вознаграждения работника не может быть ниже минимальных ставок вознаграждения за служебные произведения, установленных Правительством Российской Федерации.»;
4) Дополнить статью 1295 частью 4 следующего содержания:
«4. Автор имеет право требовать от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, предоставления информации об использовании служебного произведения (в том числе путем заключения лицензионного договора).
В случае, если работодатель не использует служебное произведение (в том числе путем заключения лицензионного договора) в течение года с момента возникновения у него исключительного права на служебное произведение, автор имеет права требовать предоставления ему безвозмездной неисключительной лицензии на служебное произведение.»
5) изложить абзац четвертый пункта 4 статьи 1370 в следующей редакции:
«Условия договора между работодателем и работником не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями примерной формы договора между работником и работодателем о выплате авторского вознаграждения, утвержденной Правительством Российской Федерации. Размер авторского вознаграждения работника не может быть ниже минимальных ставок вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, установленных Правительством Российской Федерации.»;
6) дополнить статью 1370 пунктом 6 следующего содержания:
«4. Автор имеет право требовать от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, предоставления информации об использовании служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца (в том числе путем заключения лицензионного договора).
В случае, если работодатель не использует служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец (в том числе путем заключения лицензионного договора) в течение года с момента возникновения у него исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, автор имеет права требовать предоставления ему безвозмездной неисключительной лицензии на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец.;
7) дополнить пункт 5 статьи 1430 абзацем третьим следующего содержания:
«Условия договора между работодателем и работником не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями примерной формы договора между работником и работодателем о выплате авторского вознаграждения, утвержденной Правительством Российской Федерации.»;
8) Дополнить статью 1430 частью 7 следующего содержания:
«4. Автор имеет право требовать от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное селекционное достижение, предоставления информации об использовании служебного селекционного достижения (в том числе путем заключения лицензионного договора).
В случае, если работодатель не использует служебное селекционное достижение (в том числе путем заключения лицензионного договора) в течение года с момента возникновения у него исключительного права на служебное селекционное достижение, автор имеет права требовать предоставления ему безвозмездной неисключительной лицензии на служебное селекционное достижение.»
9) дополнить пункт 4 статьи 1461 абзацем вторым следующего содержания:
«Условия договора между работодателем и работником не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями примерной формы договора между работником и работодателем о выплате авторского вознаграждения, утвержденной Правительством Российской Федерации. Размер авторского вознаграждения работника не может быть ниже минимальных ставок вознаграждения за служебные топологии, установленных Правительством Российской Федерации.»;
10) Дополнить статью 1461 пунктом 6 следующего содержания:
«4. Автор имеет право требовать от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебную топологию, предоставления информации об использовании служебной топологии (в том числе путем заключения лицензионного договора).
В случае, если работодатель не использует служебную топологию (в том числе путем заключения лицензионного договора) в течение года с момента возникновения у него исключительного права на служебную топологию, автор имеет права требовать предоставления ему безвозмездной неисключительной лицензии на служебную топологию.»
11) дополнить пункт 1 статьи 1470 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«Работник имеет право на вознаграждение за создание секрета производства. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
Условия договора между работодателем и работником не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями примерной формы договора между работником и работодателем о выплате вознаграждения за создание служебного секрета производства, утвержденной Правительством Российской Федерации. Размер вознаграждения работника за создание служебного секрета производства не может быть ниже минимальных ставок, установленных Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В.Путин
5.3 Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
Статья 1
Дополнить часть 1 статьи 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №9, 1096) абзацем вторым следующего содержания:
«По инвестиционному договору инвесторы обязуются осуществить капитальные вложения в установленных инвестиционным договором форме и размере в объект капитальных вложений и при условии надлежащего исполнения данной обязанности получают право требовать передачи им долей в праве собственности на объект капитальных вложений (объектов капитальных вложений, иных прав на объект(ы) капитальных вложений) после реализации инвестиционного проекта на условиях, установленных инвестиционным договором.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут осуществляться на основании иного договора, как поименованного, так и не поименованного в Гражданском кодексе Российской Федерации.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В.Путин
5.4 Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть в Федеральный закон «Об акционерных обществах»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»
Статья 1
Внести в статью 32.1. Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст.1) следующие изменения:
1) Абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:
«1. Акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По акционерному соглашению его стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон голосовать определенным образом на общем собрании акционеров (в том числе по вопросам о составе совета директоров, о назначении единоличного исполнительного органа и прекращении его полномочий, об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа), согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.»;
2) В части 4:
а) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Решения и действия органов управления общества должны учитывать содержание акционерного соглашения, доведенного до их сведения акционерами.2;
б) считать абзац второй абзацем третьим и дополнить его словами «за исключением случаев, когда решение органа общества противоречит акционерному соглашению, заблаговременно доведенному до сведения данного органа акционерами.»;
3) В части 7:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«Акционерным соглашением могут предусматриваться способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из акционерного соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств, в том числе принудительный выкуп акций лица, допустившего нарушение акционерного соглашения, лишение лица, допустившего нарушение акционерного соглашения, права голоса на общем собрании акционеров по определенным вопросам или на определенный период времени.»;
б) дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«В случае неисполнения стороной акционерного соглашения обязанности голосовать определенным образом на общем собрании акционеров другие стороны акционерного соглашения вправе обратиться в суд с требованием о вынесении решения, заменяющего волеизъявление лица, нарушившего акционерное соглашение.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В.Путин
5.5 Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Статья 1
Изложить часть 3 статьи 8 Федерального закона от 08 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, №7, ст.785) в следующей редакции:
«3. Учредители (участники) общества вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества (включая голосование по вопросам о составе совета директоров, о назначении единоличного исполнительного органа и прекращении его полномочий, об ограничении полномочий единоличного исполнительного органа), согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Решения и действия органов управления общества должны учитывать содержание договора об осуществлении прав участников общества, доведенного до их сведения учредителями (участниками).
Нарушение договора об осуществлении прав участников общества не может являться основанием для признания недействительными решений органов общества, за исключением случаев, когда решение органа общества противоречит договору, заблаговременно доведенному до сведения данного органа учредителями (участниками).
Договором об осуществлении прав участников общества могут предусматриваться способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого договора, и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе принудительный выкуп долей лица, допустившего нарушение договора, лишение лица, допустившего нарушение договора, права голоса на общем собрании участников по определенным вопросам или на определенный период времени.
Права сторон договора об осуществлении прав участников общества, основанные на этом договоре, в том числе права требовать возмещения причиненных нарушением соглашения убытков, взыскания неустойки (штрафа, пеней), выплаты компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в акционерном соглашении) или применения иных мер ответственности в связи с нарушением договора, подлежат судебной защите.
В случае неисполнения стороной договора об осуществлении прав участников общества обязанности голосовать определенным образом на общем собрании участников общества другие стороны договора вправе обратиться в суд с требованием о вынесении решения, заменяющего волеизъявление лица, нарушившего договор об осуществлении прав участников общества.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В. Путин
5.6 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в связи с совершенствованием научной и экспертной деятельности»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в связи с совершенствованием научной и экспертной деятельности»
Статья 1
Изложить статью 14 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10) в следующей редакции:
«Статья 14. Научная и научно-техническая экспертизы
1. Обязательной научной и научно-технической экспертизе подлежат:
- государственные и муниципальные программы в сфере социально-экономического развития;
- проекты межгосударственных научных и научно-технических программ в области научного и научно-технического сотрудничества;
- программы в сфере научной, научно-технической и технологической деятельности;
- инновационные и инвестиционные проекты различного уровня и назначения, а также результаты реализации этих программ и проектов;
- диссертационные исследования, рационализаторские предложения, изобретения;
- проекты нормативных правовых актов;
- техническо-экономические обоснования программ, проектов и решений о создании, реконструкции, ликвидации, остановки, консервации производственно-технических комплексов и технических систем, сооружаемых при участии или под контролем государства;
- научные и научно-технические обоснования решений, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;
- работы, выдвигаемые на соискание государственного финансирования.
2. По инициативе организаций и учреждений, может быть проведена экспертиза:
- отдельных научно-технических и технологических проектов, а также научно-технической продукции;
- научно-исследовательских работ (фундаментального и прикладного характера) различной направленности;
- опытно-конструкторских разработок и комплексов работ, выполняемых на основе технических заданий в целях разработки соответствующей документации;
- научных работ в виде специально подготовленных рукописей, докладов, опубликованных монографий или пособий;
- технико-экономические обоснований, бизнес-планов и инвестиционных проектов;
- процессов внедрения результатов научных исследований и разработок, прочие виды научной, научно-технической и технологической деятельности;
- другие объекты научной и научно-технической деятельности, в отношении которых возникает необходимость провести экспертизу.
2. Основными задачами научной и научно-технической экспертизы являются:
проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства;
исследование объектов экспертизы на соответствие требованиям технического задания на его исследование и (или) разработку;
оценка соответствия объектов экспертизы требованиям экологической безопасности, социальной и экономической целесообразности;
прогнозирование ближних и дальних, прямых и косвенных научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации программ, проектов, предложений, являющихся объектами экспертизы;
подготовка обоснованных экспертных заключений по всем изучаемым вопросам;
изучение объектов экспертизы на соответствие данным, полученных в ходе проводимых ранее научных исследований.
3. Научная и научно-техническая экспертиза может быть государственной, общественной и специальной (индивидуальной).
Заказчиками научной и научно-технической экспертизы могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические лица, граждане, заинтересованные в проведении такой экспертизы.
Государственную научную и научно-техническую экспертизу организуют:
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
юридические лица по поручению государственных органов и органов местного самоуправления или в силу специального указаний, содержащихся в нормативных правовых актах.
Государственная научная и научно-техническая экспертиза проводится в отношении объектов, перечисленных в п. 1 настоящей статьи.
Общественная научная и научно-техническая экспертиза может проводиться в любой сфере научной и научно-технической деятельности, требующей учета общественного мнения, по инициативе объединений граждан, трудовых коллективов и др.
По инициативе физических и юридических лиц, заинтересованных в получении экспертных заключений проводится специальная (индивидуальная) научная и научно-техническая экспертиза. Ее могут проводить научные и научно-технические учреждения, предприятия и организации разных форм собственности и подчинения, а также специально созданные экспертные организации, уставная деятельность которых предусматривает проведение научных и научно-технических экспертиз.
4. Заключение государственной научной и научно-технической экспертизы является обязательным для принятия физическими и юридическими лицами к рассмотрению и учету при обосновании структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, научных и научно-технических, социально-экономических, экологических программ и проектов, реализации научной и научно-технической деятельности, анализе эффективности использования научно-технического потенциала.
5. Проведение государственной научной и научно-технической экспертизы финансируется за счет государственного бюджета.
Экспертиза, которую по поручению государственных органов проводит государственное учреждение (организация), находящаяся на государственном бюджете, финансируется за счет бюджетных средств, предусмотренных на содержание этой организации.
Деятельность специализированных государственных экспертных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую экспертизу по заказу физических и юридических лиц на платной основе, подлежит обязательной государственной аккредитации.
Научные организации академий наук, высшие учебные заведения, научные и научно-технические организации органов государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять специализированную экспертную деятельность без дополнительной государственной аккредитации.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В. Путин
5.7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в связи с совершенствованием правового статуса научного работника»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в связи с совершенствованием с совершенствованием правового статуса научного работника»
Статья 1
Изложить пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2001, N 1(часть II), ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5280; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 31, ст. 4167) в следующей редакции:
1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью, осуществляя деятельность в научной организации, или иных образовательных организациях, определенных законодательством Российской Федерации об образовании.
Физическим лицам - субъектам научной и научно-технической деятельности гарантируется и обеспечивается свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, равное право на участие в научной и научно-технической деятельности, в том числе участие в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Физическими лицами, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, являются ученые, умеющие ученую степень и самостоятельно осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, в том числе посредством участия в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета.
Оплата труда научных работников государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений, формируется из базовой оплаты, грантового компонента, выплат по договорам НИР и НИОКР, ежемесячной доплаты за ученые степени в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук и двух месячных минимальных заработных плат для доктора наук, пособия на оздоровление в размере одного должностного оклада.
Научным работникам государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к государственным, предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней для докторов наук, сорок два календарных дня для кандидатов наук, тридцать пять календарных дней для иных научных работников.
В случаях, установленных коллективным договором, научным работникам научных организаций, приравненных к государственным, в пределах имеющихся у них средств на оплату труда оплачиваемый ежегодный отпуск может быть увеличен.
Научным работникам государственных научных организаций в целях повышения квалификации, прохождения стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях, в том числе и за рубежом, предоставляются отпуска сроком до одного года. При этом за данным лицом на время отпуска сохраняется место работы и должность без сохранения заработной платы.
Порядок и условия предоставления отпуска определяются внутренними документами государственных научных организаций.
Научные работники государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений имеют право на обеспечение жильем в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для государственных гражданских служащих.
Научные организации, высшие учебные заведения, располагающие высококвалифицированными кадрами и материально-технической базой, вправе осуществлять подготовку, переподготовку и стажировку научных, научно-технических кадров по приоритетным для них направлениям за счет средств государственного бюджета как в национальных, так и в зарубежных научных организациях и высших учебных заведениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Президент
Российской Федерации В. Путин
5.8. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в связи с совершенствованием правового статуса научного работника»
Статья 1
Изложить части 2 и 3 статьи 52 Федерального закона _________«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,________) в следующей редакции:
«2. Права и обязанности научных работников образовательных организаций, занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью, устанавливаются законодательством Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике.
3. Научные работники образовательных организаций, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, являются научно-педагогическими работниками и наряду с правами и обязанностями научных работников по законодательству Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике, обладают правами и обязанностями педагогических работников по законодательству Российской Федерации об образовании.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Президент
Российской Федерации В. Путин