НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

1.4 Экономический, научно-образовательный и инновационный аспекты становления и развития Союзного государства

Даже при том, что совпадение коренных инте­ресов России и Белоруссии признается высшим руководством, экономическая интеграция является весьма сложным процессом. Проблема заключается в том, что процесс этот сам по себе становится источником противоречий в россий­ско-белорусских отношениях.

Чем весомее задачи, решаемые союзными структурами, тем, очевидно, крепче и полноцен­нее Союзное государство.

Не менее серьезным препятствием на пути к объединению являются различия в темпах и тактике проведения реформ, в сложившихся на сегодняшний день моделях экономического развития, и соответственно, в законодательствах наших стран.

К концу 2000 года компромиссы были найдены, и 30 ноября 2000 года В. Путин и А. Лукашенко, подписали Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства[1]. Документом предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет функционировать российский рубль, а с 1 января 2008 г. предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства. Об эмиссионном центре говорилось лишь в общих чертах. Однако ясно, что будет единое учреждение. Впрочем, эмиссия единой валюты будет регулироваться отдельным соглашением, которое еще только предстоит разработать.

Одновременно с подписанием Соглашения со­стоялась договоренность о предоставлении Пра­вительством РФ кредита в размере 100 млн. долл. в качестве стабилизационного фонда для белорусского бюджета, одной из проблем которого является отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, обусловленное большим объемом им­порта российских энергоносителей. Кроме того, Центральный банк РФ обязался выделить, также (в качестве кредита, 4.5 млрд. руб. для укрепления финансовой системы Белоруссии и жесткой при­вязки белорусского рубля к российскому). Первые транши этих сумм были переведены в Минск в на­чале и в середине 2001 г., вторые к январю 2002 г., а оставшиеся до конца 2002 г.

Ратификация Соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра в Государственной Думе прошла вполне спокойно. Однако в белорусском парламенте развернулась активная и продолжи­тельная дискуссия из-за опасений, связанных с возможным ущемлением национальных интере­сов. В конечном счете, белорусский парламент ратифицировал Соглашение о введении единой валюты и формировании единого эмиссионного центра. 31 мая 2001 г. В.В.Путин и А.Г. Лукашенко обменялись соответствующими ратификационными документами. Но, как видно уже сейчас, до окончательного решения вопроса еще далеко.

Валютная интеграция должна иметь надежную правовую основу и определяться Конституционным актом Союзного государства.

Российская сторона, принимая решение о выделении Белоруссии стабилизаци­онных кредитов, выдвинула ряд условий, направ­ленных на сближение финансово-экономической политики двух стран. Это, прежде всего номи­нальная привязка курса белорусского рубля к российскому, полная либерализация ценообразо­вания и прекращение кредитования дефицита бюджета Национальным банком РБ. Некоторые шаги в данном направлении были сделаны еще до 1 декабря 2000 г., Белоруссия ввела единый об­менный курс валюты и разрешила своим пред­приятиям вести расчеты с российскими партнерами, как в белорусских, так и в российских рублях. В качестве первоочередной задачи для Белорус­сии на ближайшее время можно определить удер­жание темпа девальвации национальной валюты по отношению к российскому рублю в пределах заявленных Минском (2.5-3 % в месяц).

Очевидно, что валютная интеграция должна потянуть за собой более длинную цепочку ре­форм. Объявив о привязке курса своих кредит­ных билетов к российскому рублю, белорусское правительство и Национальный банк фактически заявили о стремлении перейти к активным дейст­виям в преобразовании экономики. Ведь начало объединения денежных систем - это уже признак единого рынка капитала. Иначе говоря, деньги на всем пространстве Союзного государства долж­ны не только свободно перемещаться, но и иметь равную возможность применения.

Фундаментом реализации белорусско-российского интеграционного проекта являются экономические отношения. Россия является основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь и потребителем продукции, выпускаемой белорусскими производителями, ее доля во внешней торговле Беларуси превышает 50%. Если в середине 1990-х гг. белорусско-российский товарооборот составлял 5 млрд. долларов США, то в 2005 г. — 16 млрд. долларов. Республика Беларусь поставляет на российский рынок высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию, выступает в качестве важнейшего транспортного и транзитного коридора, связывающего Россию со странами Европы. Из России в нашу страну поставляются главным образом сырье, энергоресурсы, комплектующие. В настоящее время более 8 тыс. белорусских и российских предприятий связаны взаимными поставками продукции. Страны вышли на формирование крупных рыночных финансово-экономических структур, закладывают основы единой системы регулирования экономики на макроуровне. Введена в действие первая ветка газопровода «Ямал-Европа», существуют планы по строительству второй.

Заметно активизировались белорусско-российские связи на региональном уровне. Республика Беларусь поддерживает взаимовыгодные торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с 80 российскими регионами. Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Созданы и работают 12 двусторонних советов и комиссий по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России: Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Московской, Брянской, Ивановской, Курской областей, республик Саха (Якутия) и Чувашии, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края. В Беларуси работают 8 представительств администраций российских регионов: Дагестана, Ингушетии, Алтайского, Краснодарского краев, Калининградской, Нижегородской, Читинской и Ярославской областей. Продолжается работа по организации в Беларуси представительств Татарстана, Чувашии и Мурманской области. Наиболее тесные связи Беларусь имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых приходится около 70% белорусско-российского товарооборота.

2005 год был неординарным для торгово-экономического взаимодействия Беларуси с Россией в связи с переходом на новый принцип взимания НДС. В результате перестройки систем налогообложения произошел определенный спад в торгово-экономическом обороте между нашими странами: в 2004 г. он составлял около 18 млрд. долларов США, в 2005 г. — 16 млрд. долларов США. Однако в целом применение более прогрессивного метода налогообложения привело к исчезновению «серых» схем, существовавших между субъектами хозяйствования, улучшению соотношения экспорта и импорта во взаимной торговле. Поэтому при всей болезненности перестройки 2005 г. созданная стратегическая база создает условия для расширения торговых контактов и связей на новой основе.

Для повышения эффективности прямых связей между регионами, отраслями и предприятиями обеих стран в качестве первоочередных задач определены следующие: максимально способствовать качественной подготовке и эффективному проведению различного уровня визитов делегаций Российской Федерации в Республику Беларусь, двусторонних и многосторонних деловых встреч, заседаний, переговоров и других мероприятий; установить стабильные взаимоотношения с Белорусской торгово-промышленной палатой и ее отделениями в сфере организации и проведения ежегодно Дней делового сотрудничества между регионами Российской Федерации и областями Республики Беларусь; расширить объем информационного обеспечения российских участников межрегионального сотрудничества, в т.ч. с использованием Интернета; совершенствовать формы российско-белорусского сотрудничества в сфере выставочно-ярмарочной деятельности; ускорить подготовку юридической базы сотрудничества регионов России с белорусской стороной, включая подготовку двусторонних соглашений о сотрудничестве.

В экономической сфере сотрудничество основывается на взаимовыгодных началах, так как Беларусь среди всех стран СНГ обладает наибольшим аграрным и промышленным потенциалом, но 90 % всех ресурсов получает из России, испытывая, таким образом, огромную экономическую зависимость от нее. Россия также является для Белоруссии важным рынком сбыта экспортной продукции. Следует отметить, что в Белоруссии также сильно развиты такие отрасли, как машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность, и больше 50 % своего промышленного экспорта она реализует именно в России. Белоруссия, в свою очередь, на сегодняшний день является выгодным экономическим партнером для России. Именно через территорию Белоруссии проходят основные торговые коридоры России в Европу. Она является для России дешевым и безопасным транзитным путем. Это намного выгоднее для нашей страны, нежели поставлять сырье на Запад через территорию Украины, или же через территорию других приграничных государств. Следует отметить, что тесное экономическое сотрудничество в рамках Союзного государства благоприятно влияет на экономику как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.

Одной из наиболее важных сфер экономики, где требова­лось создание единой нормативно-правовой базы и уни­фикации законодательств Республики Беларусь и Россий­ской Федерации, является бюджетное законодательство. Формиро­вание бюджетной системы Союзного государства прошло определенный этап и завершилось принятием Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государ­ства, утвержденного Постановлением Высшего Государ­ственного Совета Союзного государства 12 апреля 2002 года №3[2]. Этот документ законодательно закрепил основ­ные положения, регламентирующие бюджетный процесс, который отражает деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса. В первую оче­редь, это деятельность по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Сформированный и законодательно закрепленный бюджет­ный процесс прошел апробацию в 2002 году, и результаты исполнения бюджета Союзного государства показали, что в целом этот механизм работает. Но практика, как всегда, вносит коррективы, и в 2004 году Совет Министров Союз­ного государства внес на рассмотрение Парламентского Собрания Союза Беларуси и России дополнения в Поря­док, которые касаются вопросов реструктуризации задол­женности по бюджетным кредитам, использования меха­низма субсидирования процентных ставок, составления и утверждения годового отчета об исполнении бюджета и других вопросов.

В течение 2003 года Совет Министров Союзного государ­ства утвердил Порядок возмещения за счет средств бюд­жета Союзного государства части расходов по уплате про­центов по кредитам, полученным в российских и белорус­ских кредитных организациях в рамках финансирования программ и подпрограмм Союзного государства, что позво­лило привлекать дополнительные средства на выгодных для заемщика условиях из банковской системы для реализа­ции союзных программ.

Нормативными правовыми актами Союзного государства утверждены порядок разработки и реализации программ Союзного государства; бюджетная классификация Союз­ного государства, которая является группировкой дохо­дов и расходов бюджета Союзного государства и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов госу­дарств - участников Союзного государства; порядок исполнения бюджета Союзного государства через орга­ны федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного каз­начейства Министерства финансов Республики Беларусь, а также порядок предоставления из бюджета Союзного государства средств на возвратной и возмездной основе и порядок формирования и расходования средств Резервного фонда Союзного государства.

Одно из приоритетных направлений экономики обоих го­сударств - налоговое законодательство. В целях выработки единой налоговой политики 30 августа 2000 года подписано меж­правительственное Соглашение о создании унифициро­ванного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства. Неотъем­лемой частью Соглашения является План мероприятий по созданию единого налогового законодательства Со­юзного государства.

Протоколом заседания рабочей группы по выполнению Плана от 2 ноября 2000 года №1 согласо­ван перечень основных налогов, подлежащих унификации. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы (прибыль) организаций, налог на доходы физических лиц (подоходный налог), социальный налог (отчисления в соци­альные фонды), налоги на имущество (недвижимость) орга­низаций и физических лиц.

С января 2000 года введен в действие Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость»[3], преду­сматривающий применение в Республике Беларусь по ана­логии с Российской Федерацией зачетного метода исчис­ления и уплаты НДС. Одинаковые подходы применяются при налогообложении субъектов игорного бизнеса и мало­го предпринимательства, производителей сельскохозяй­ственной продукции и иностранных юридических лиц, из­влекающих доходы из источников на территории Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации.

По аналогии с Российской Федерацией с 1 января 2002 года в Республике Беларусь ставка налога на прибыль сни­жена с 30 до 24%.

В течение 2002-2004 годов проведена последователь­ная работа по отмене категориальных льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Нало­гового кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет унифицированные по всем основным направлениям с Рос­сийской Федерацией понятийный и терминологический ап­парат, основные принципы и правила налогообложения, права и обязанности плательщиков налогов и налоговых органов.

С января 2005 года на территории Союзного государства будет реализован принцип взимания НДС и акцизов по стране назначения. Это позволит создать дополнительные условия для роста экспорта товаров и расширения взаим­ного товарооборота, а также равные возможности для формирования бюджетов обеих стран.

Достижение максимально возможных результатов унифи­кации в вопросах налоговой политики будет осуществле­но в рамках подготовки и принятия Налогового кодекса Союзного государства. Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства утвержден Постановлением Выс­шего Государственного Совета Союзного государ­ства №3 12 апреля 2002 года. В Постановлении за­креплены основные положения, регламентирующие бюджетный процесс. В нем отражена деятельность органов государственной власти и участников бюд­жетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Годовой бюджет Союзного государства составляется на один финансовый год, который соответствует календар­ному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджет Союзного государства строится на следующих принципах:

1)Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета - все доходы и расходы бюджета, и иные обязательные поступления, определенные бюджетом Союзного государства, подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.

2)Принцип сбалансированности (бездефицитности) бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.

3) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета, при этом доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

4) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджета Союзного государства уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

5) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств -бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

6) Принцип гласности - означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета и отчета о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов Союзного государства.

7) Принцип достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития Союзного государства и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

В целях реализации Договора о создании Союзного государства в декабре 2000 года постановлением сове­та Министров Союзного государства был утвержден «Порядок исполнения бюджета через органы федераль­ного казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь»[4]. Таким образом, в 2001 году произошел переход на исполне­ние союзного бюджета через органы казначейств.

До 2001 года государства-участники перечисляли свои взносы на счета Исполнительного Комитета в Централь­ном банке России и Национальном банке Беларуси. По­том по платежным поручениям средства поступали непосредственно исполнителям программ, минуя государ­ственных заказчиков и главных распорядителей средств бюджета. Для организации работы по исполнению бюд­жета Союзного государства через органы национальных казначейств в мае 2001 года в Департаменте финансов Постоянного Комитета Союзного государства было со­здано Управление казначейства.

Сегодня на Управление казначейства Постоянного Комитета возложена ответственность за организацию и контроль исполнения бюджета Союзного государ­ства через органы национальных казначейств. Сквоз­ную бюджетную роспись доходов и расходов бюдже­та Союзного государства с поквартальным распреде­лением утверждает Государственный секретарь Союзного государства.

В настоящее время к основным функциям Управления казначейства относятся подготовка ежемесячных объе­мов (лимитов) финансирования; сбор, обработка и ана­лиз информации о ходе исполнения бюджета; подготовка и представление высшим органам государственной власти Союзного государства сводной отчетности об ис­полнении бюджета. Управление казначейства участву­ет также в подготовке договоров и оформляет необхо­димые платежные документы на финансирование союз­ных программ и мероприятий, по которым Постоянный Комитет является распорядителем и получателем средств бюджета, это печатные органы Союзного го­сударства, союзные мероприятия в области международной деятельности, культуры, искусства, здравоохра­нения и др.

Под единым научно-образовательным пространством Союзного государства понимается сфера отношений между субъек­тами образования Беларуси и России, формируемая на ос­нове согласованных норм законодательства, единого пони­мания целей, задач и механизмов развития национальных систем образования. Обе системы образования имеют еди­ные исторические корни, однако десятилетие раздельного существования привело к появлению расхождений в тре­бованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Снизился уровень доступности образо­вания, уменьшились возможности обмена опытом, совмест­ного использования накопленного научно-педагогического потенциала. Целью формирования единого образователь­ного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Реформированная система призвана, в свою очередь, обе­спечить развитие единого культурного и научно-техноло­гического пространства, а также сохранить культурную идентичность славянской цивилизации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» [5] утвердило порядок приема иностранных граждан в образовательные учреждения высшего и сред­него профессионального образования Российской Феде­рации и обучения в них, а также порядок командирова­ния российских преподавателей для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям.

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Российской Федерации о вза­имном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 фев­раля 1996 года, указанные документы при­знаются в обоих государствах и эквивалентны при про­должении получения образования, поступлении на работу в соответствии с указанной в этих документах специаль­ностью и квалификацией, если периоды обучения сопо­ставимы и специальности аналогичны.

Согласно приказа Министерства образования и науки Российской Феде­рации от 14 января 2003 года №50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования Российской Фе­дерации, учрежденный федеральными органами исполнительной власти» в государственные выс­шие учебные заведения Российской Федерации принима­ются граждане Российской Федерации, иностранные граждане.

Реализуется ряд проектов по организации совместной подготовки специалистов с высшим образованием. В расширении сотрудничества в сфере высшего образования важную роль играют Российско-белорусский (техни­ческий) университет в Могилеве, филиал Российского государственного со­циального университета в Минске, созданный в 1998-2003 годах с участием Союзного государства в целях подготовки специалистов для системы труда и социальной защиты Республики Беларусь. Успешно работает в Минске фи­лиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Всего в 2010/2011 учебном году в вузах Российской Федерации обучалось более 10 тыс. граждан Беларуси, соответственно в вузах Республики Бе­ларусь - около 2 тыс. студентов из России.

Важным направлением совместной деятельности является развитие межрегионального сотрудничества. Более 20 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью в сфере образования. Наиболее динамично развивается взаимодействие с органами управления образованием и учреждениями образования Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Брянской областей, Северо-Западного федерального округа, Краснодарского и Ставропольского краев.

Развитию межрегионального сотрудничества во многом способствуют реализация ежегодных совместных проектов, организация выставок, обмены делегациями школьников, студентов и преподавателей, проведение ставших уже традиционными Дней образования Республики Беларусь в регионах Российской Федерации.

В последние годы ряд общественно значимых совместных мероприятий в сфере образования проводится с привлечением финансовых средств бюджета Союзного государства. Первым совместным проектом двух министерств образования в рамках Союзного государства стала состоявшаяся в 2004 году в Гомеле олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В соответствии с решением Совета Министров Союзного государства, начиная с 2008 года олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» проводится ежегодно.

В то же время, для развития научно-образовательного потенциала Союзного государства необходимо решить следующие задачи:

1)Создание механизма принятия согласованных решений министерств по модернизации национальных систем образования и установление единых требований к подготовке выпускников образовательных учреждений и качеству образования;

2)Совместная подготовка нормативных документов определяющих ступени и уровни образования, требования к документам об образовании государственного образца, номенклатуре специальностей и квалификаций;

3)Создание согласованной нормативной базы, регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования;

4)Информационное и научно-методическое обеспечение, позволяющее учебным заведениям Белоруссии и России предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы обучения с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий;

5)Развитие дистанционного образования;

6)Увеличение объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных учреждений;

7)Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами-участниками СНГ, развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Союзного государства.

В современном мире уровень развития экономики определяется несколькими направлениями научно-технического прогресса, к которым можно отнести со­здание новых материалов, развитие биотехнологий, ген­ной инженерии и информационных технологий, разра­ботку высокопроизводительной вычислительной техни­ки, развитие транспортной отрасли.

В течение нескольких десятилетий общий уровень разви­тия экономики той или иной страны определялся уровнем развития автомобиле и тракторостроения. В последнее десятилетие таким определяющим фактором стали инфор­мационные технологии. Однако на некоторых направлени­ях нельзя достичь серьезных успехов в одиночку: невоз­можно осваивать космос или решать энергетические про­блемы, не объединив усилия нескольких стран. Именно в таких направлениях объединение материального и интеллектуального потенциалов Беларуси и России может дать максимальный и быстрый эффект.

В ходе реализации союзных программ уже получены об­разцы новых машин, оборудования, полупромышленных и промышленных установок. Приняты в серийное производ­ство две модели станков для формования вискозной крученой и гладкой нитей, создан суперкомпьютер, вошедший в престижный международный компьютерный рейтинг ТОР-500, поступили в серийное производство конкурентоспособные на мировом рынке автомобили «МАЗ» с двигателем, отвечающим экологическим стандартам Евpo-2.

Особое место среди союзных программ занимают, так называемые, программы «двойного назначения», которые необходимы для обеспечения безопасности государства и избавления от импортной зависимости в стратегически важных отраслях.

Важным направлением является развитие высокотехнологичных производств «под ключ», объединяющих разработчиков и производителей конечной продукции, как, например, в программе «Оборудование для производства химических волокон» или «Производство оборудования для высокоточной оптики». Создавая собственные технологии, обеспечивая оборудованием отечественного производства высокотехнологичные отрасли, мы приобретаем возможность снизить себестоимость «специальных» видов продукции и обеспечить, таким образом, массовое использование последних достижений ученых в народном хозяйстве.

Современное государство не может существовать без собственной электронной промышленности, потому что она является основой для всех остальных современных отраслей. Основой же электронной промышленности является микроэлектроника.

Производство интегральных схем в мире сегод­ня - это огромный бизнес, приносящий большие прибыли. Современный объем мирового рынка производства ИС - 170 млрд. долларов в год. Распределение этого рынка по странам и реги­онам следующее: США 39%; Европа - 26%; Япония - 17%; Тайвань и Корея - 11%; остав­шиеся 7% - это в основном Китай и другие страны, среди которых Россия и Белоруссия со­ставляют лишь незначительную часть. Даже внутренний рынок Союзного государства не может быть обеспечен отечественными про­изводителями. Поэтому задача импортозамещения является одной из самых важных, осо­бенно в производстве интегральных микросхем для нужд военной техники.

А для организации такого производства необходимо непосредственное участие Союзного государ­ства и его участников, так как это важнейший вопрос государственной безопасности. Для реализации этой первостепенной задачи с целью преодоления негативных результатов кризиса микроэлектроники 1990-х годов Рос­сия и Беларусь ведут свои внутренние целевые программы в данном направлении. Кроме внут­ренних, наши государства, начиная с 1996 года осуществляли, осуществляют и планируют даль­нейшее осуществление ряда научно-техничес­ких программ в области микроэлектроники в рамках Союзного государства с целью со­здания нового технологического, производ­ственного и элементного базиса.

Головным исполнителем перечисленных научно-техничес­ких программ является научно-техническая ассоциация (НТА) «Субмикро», учрежденная ведущими предприятия­ми микроэлектроники России с целью создания нового технологического базиса в производстве изделий микроэлектроники и аппаратуры на их основе.

Задачами НТА «Субмикро» являются научное и орга­низационно-техническое обеспечение выполнения про­грамм, координация работ по ним в целом и контроль за их исполнением.

Основными исполнителями программ являются ведущие предприятия микроэлектроники и электронного машино­строения Беларуси и России: ГНПК TM «Планар», НПО «Интеграл» (Беларусь), ОАО «Ангстрем», ОАО «НИИМЭ и Микрон», ОАО «НИИПМ», ОАО «НИИТОП», ФНПЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» (Россия). Соиспол­нителями, являются ряд ведущих предприятий Белоруссии и России различных направлений деятельности.

За время реализации комплекса союзных программ по обо­рудованию для микроэлектроники белорусским концерном «Планар» разработаны, изготовлены и поставлены россий­ским предприятиям-пользователям 15 единиц прецизион­ного оборудования -13 наименований.

Опытно-промышленная эксплуатация разработанного оборудования показала его высокую производственную эффективность и надежность.

Так, в ОАО «Ангстрем» с 1999 года находятся в опытно-промышленной эксплуатации два опытных образца уста­новки совмещения и мультипликации (степпера) ЭМ-5084АМ для изготовления СБИС уровня 0,8 мкм, разработанные и созданные в рамках союзной программы «Победа». Поставка ОАО «Ангстрем» этих установок позволила предприя­тию существенно повысить объемы производства схем уровня 0,8-1,0 мкм.

В комплекс союзных программ по микроэлектронике есте­ственным образом входит подпрограмма «Разработка и ос­воение серий цифровых, цифро-аналоговых, аналоговых интегральных микросхем для аппаратуры специального на­значения и двойного применения» (шифр «База»). Подпрограмма носит комплексный характер, охватывает сферу проектирования и серийного освоения интегральных схем специального назначения и двойного применения, тех­нологического обеспечения их производства. Она имеет стратегическое значение для сохранения технологической и военно-политической независимости госу­дарств-участников Союзного государства при создании эле­ментной базы нового поколения радиоэлектронных систем общего и специального назначения. За время реализации подпрограммы уже завершена разработка перспективной электронной компонентной базы и технологических процес­сов.

Существующая в Беларуси инновационная инфраструктура (инновационные центры, технопарки, центры трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд, Парк высоких технологий и др.) по основ­ным характеристикам соответствует аналогичным структурам экономически развитых стран. Вместе с тем ею в должной мере не выполняются организационно-методические, финансовые, информационно-консультационные функции поддержки инно­вационной деятельности предприятий, что снижает ее роль в инновационных процессах. Значимое влияние на повышение инновационной восприимчивости имеют льготы и преференции в инновационной сфере, которые являются составной частью механизма инновационной политики, направленной на создание в стране благоприятного инновационного климата.



[1] Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства (от 30.11.2000). Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 22 марта 2001 года № 27-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1141).

[2] Постановление № 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» (Принято 12.04.2002).

[3] Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость».

[4] Постановление Совета Министров Союзного государства от 21.12.2000 № 24 «О порядке исполнения бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы Государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь».

[5] О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования (утратило силу с 19.11.2003 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 668).