НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.4 Экономический, научно-образовательный и инновационный аспекты становления и развития Союзного государства
Даже при том, что совпадение коренных интересов России и Белоруссии признается высшим руководством, экономическая интеграция является весьма сложным процессом. Проблема заключается в том, что процесс этот сам по себе становится источником противоречий в российско-белорусских отношениях.
Чем весомее задачи, решаемые союзными структурами, тем, очевидно, крепче и полноценнее Союзное государство.
Не менее серьезным препятствием на пути к объединению являются различия в темпах и тактике проведения реформ, в сложившихся на сегодняшний день моделях экономического развития, и соответственно, в законодательствах наших стран.
К концу 2000 года компромиссы были найдены, и 30 ноября 2000 года В. Путин и А. Лукашенко, подписали Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства[1]. Документом предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет функционировать российский рубль, а с 1 января 2008 г. предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства. Об эмиссионном центре говорилось лишь в общих чертах. Однако ясно, что будет единое учреждение. Впрочем, эмиссия единой валюты будет регулироваться отдельным соглашением, которое еще только предстоит разработать.
Одновременно с подписанием Соглашения состоялась договоренность о предоставлении Правительством РФ кредита в размере 100 млн. долл. в качестве стабилизационного фонда для белорусского бюджета, одной из проблем которого является отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, обусловленное большим объемом импорта российских энергоносителей. Кроме того, Центральный банк РФ обязался выделить, также (в качестве кредита, 4.5 млрд. руб. для укрепления финансовой системы Белоруссии и жесткой привязки белорусского рубля к российскому). Первые транши этих сумм были переведены в Минск в начале и в середине 2001 г., вторые к январю 2002 г., а оставшиеся до конца 2002 г.
Ратификация Соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра в Государственной Думе прошла вполне спокойно. Однако в белорусском парламенте развернулась активная и продолжительная дискуссия из-за опасений, связанных с возможным ущемлением национальных интересов. В конечном счете, белорусский парламент ратифицировал Соглашение о введении единой валюты и формировании единого эмиссионного центра. 31 мая 2001 г. В.В.Путин и А.Г. Лукашенко обменялись соответствующими ратификационными документами. Но, как видно уже сейчас, до окончательного решения вопроса еще далеко.
Валютная интеграция должна иметь надежную правовую основу и определяться Конституционным актом Союзного государства.
Российская сторона, принимая решение о выделении Белоруссии стабилизационных кредитов, выдвинула ряд условий, направленных на сближение финансово-экономической политики двух стран. Это, прежде всего номинальная привязка курса белорусского рубля к российскому, полная либерализация ценообразования и прекращение кредитования дефицита бюджета Национальным банком РБ. Некоторые шаги в данном направлении были сделаны еще до 1 декабря 2000 г., Белоруссия ввела единый обменный курс валюты и разрешила своим предприятиям вести расчеты с российскими партнерами, как в белорусских, так и в российских рублях. В качестве первоочередной задачи для Белоруссии на ближайшее время можно определить удержание темпа девальвации национальной валюты по отношению к российскому рублю в пределах заявленных Минском (2.5-3 % в месяц).
Очевидно, что валютная интеграция должна потянуть за собой более длинную цепочку реформ. Объявив о привязке курса своих кредитных билетов к российскому рублю, белорусское правительство и Национальный банк фактически заявили о стремлении перейти к активным действиям в преобразовании экономики. Ведь начало объединения денежных систем - это уже признак единого рынка капитала. Иначе говоря, деньги на всем пространстве Союзного государства должны не только свободно перемещаться, но и иметь равную возможность применения.
Фундаментом реализации белорусско-российского интеграционного проекта являются экономические отношения. Россия является основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь и потребителем продукции, выпускаемой белорусскими производителями, ее доля во внешней торговле Беларуси превышает 50%. Если в середине 1990-х гг. белорусско-российский товарооборот составлял 5 млрд. долларов США, то в 2005 г. — 16 млрд. долларов. Республика Беларусь поставляет на российский рынок высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию, выступает в качестве важнейшего транспортного и транзитного коридора, связывающего Россию со странами Европы. Из России в нашу страну поставляются главным образом сырье, энергоресурсы, комплектующие. В настоящее время более 8 тыс. белорусских и российских предприятий связаны взаимными поставками продукции. Страны вышли на формирование крупных рыночных финансово-экономических структур, закладывают основы единой системы регулирования экономики на макроуровне. Введена в действие первая ветка газопровода «Ямал-Европа», существуют планы по строительству второй.
Заметно активизировались белорусско-российские связи на региональном уровне. Республика Беларусь поддерживает взаимовыгодные торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с 80 российскими регионами. Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества на региональном уровне включает более 170 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Созданы и работают 12 двусторонних советов и комиссий по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России: Калининградской, Ленинградской, Ростовской, Московской, Брянской, Ивановской, Курской областей, республик Саха (Якутия) и Чувашии, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края. В Беларуси работают 8 представительств администраций российских регионов: Дагестана, Ингушетии, Алтайского, Краснодарского краев, Калининградской, Нижегородской, Читинской и Ярославской областей. Продолжается работа по организации в Беларуси представительств Татарстана, Чувашии и Мурманской области. Наиболее тесные связи Беларусь имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых приходится около 70% белорусско-российского товарооборота.
2005 год был неординарным для торгово-экономического взаимодействия Беларуси с Россией в связи с переходом на новый принцип взимания НДС. В результате перестройки систем налогообложения произошел определенный спад в торгово-экономическом обороте между нашими странами: в 2004 г. он составлял около 18 млрд. долларов США, в 2005 г. — 16 млрд. долларов США. Однако в целом применение более прогрессивного метода налогообложения привело к исчезновению «серых» схем, существовавших между субъектами хозяйствования, улучшению соотношения экспорта и импорта во взаимной торговле. Поэтому при всей болезненности перестройки 2005 г. созданная стратегическая база создает условия для расширения торговых контактов и связей на новой основе.
Для повышения эффективности прямых связей между регионами, отраслями и предприятиями обеих стран в качестве первоочередных задач определены следующие: максимально способствовать качественной подготовке и эффективному проведению различного уровня визитов делегаций Российской Федерации в Республику Беларусь, двусторонних и многосторонних деловых встреч, заседаний, переговоров и других мероприятий; установить стабильные взаимоотношения с Белорусской торгово-промышленной палатой и ее отделениями в сфере организации и проведения ежегодно Дней делового сотрудничества между регионами Российской Федерации и областями Республики Беларусь; расширить объем информационного обеспечения российских участников межрегионального сотрудничества, в т.ч. с использованием Интернета; совершенствовать формы российско-белорусского сотрудничества в сфере выставочно-ярмарочной деятельности; ускорить подготовку юридической базы сотрудничества регионов России с белорусской стороной, включая подготовку двусторонних соглашений о сотрудничестве.
В экономической сфере сотрудничество основывается на взаимовыгодных началах, так как Беларусь среди всех стран СНГ обладает наибольшим аграрным и промышленным потенциалом, но 90 % всех ресурсов получает из России, испытывая, таким образом, огромную экономическую зависимость от нее. Россия также является для Белоруссии важным рынком сбыта экспортной продукции. Следует отметить, что в Белоруссии также сильно развиты такие отрасли, как машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность, и больше 50 % своего промышленного экспорта она реализует именно в России. Белоруссия, в свою очередь, на сегодняшний день является выгодным экономическим партнером для России. Именно через территорию Белоруссии проходят основные торговые коридоры России в Европу. Она является для России дешевым и безопасным транзитным путем. Это намного выгоднее для нашей страны, нежели поставлять сырье на Запад через территорию Украины, или же через территорию других приграничных государств. Следует отметить, что тесное экономическое сотрудничество в рамках Союзного государства благоприятно влияет на экономику как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.
Одной из наиболее важных сфер экономики, где требовалось создание единой нормативно-правовой базы и унификации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, является бюджетное законодательство. Формирование бюджетной системы Союзного государства прошло определенный этап и завершилось принятием Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденного Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства 12 апреля 2002 года №3[2]. Этот документ законодательно закрепил основные положения, регламентирующие бюджетный процесс, который отражает деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса. В первую очередь, это деятельность по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.
Сформированный и законодательно закрепленный бюджетный процесс прошел апробацию в 2002 году, и результаты исполнения бюджета Союзного государства показали, что в целом этот механизм работает. Но практика, как всегда, вносит коррективы, и в 2004 году Совет Министров Союзного государства внес на рассмотрение Парламентского Собрания Союза Беларуси и России дополнения в Порядок, которые касаются вопросов реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, использования механизма субсидирования процентных ставок, составления и утверждения годового отчета об исполнении бюджета и других вопросов.
В течение 2003 года Совет Министров Союзного государства утвердил Порядок возмещения за счет средств бюджета Союзного государства части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным в российских и белорусских кредитных организациях в рамках финансирования программ и подпрограмм Союзного государства, что позволило привлекать дополнительные средства на выгодных для заемщика условиях из банковской системы для реализации союзных программ.
Нормативными правовыми актами Союзного государства утверждены порядок разработки и реализации программ Союзного государства; бюджетная классификация Союзного государства, которая является группировкой доходов и расходов бюджета Союзного государства и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов государств - участников Союзного государства; порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, а также порядок предоставления из бюджета Союзного государства средств на возвратной и возмездной основе и порядок формирования и расходования средств Резервного фонда Союзного государства.
Одно из приоритетных направлений экономики обоих государств - налоговое законодательство. В целях выработки единой налоговой политики 30 августа 2000 года подписано межправительственное Соглашение о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства. Неотъемлемой частью Соглашения является План мероприятий по созданию единого налогового законодательства Союзного государства.
Протоколом заседания рабочей группы по выполнению Плана от 2 ноября 2000 года №1 согласован перечень основных налогов, подлежащих унификации. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы (прибыль) организаций, налог на доходы физических лиц (подоходный налог), социальный налог (отчисления в социальные фонды), налоги на имущество (недвижимость) организаций и физических лиц.
С января 2000 года введен в действие Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость»[3], предусматривающий применение в Республике Беларусь по аналогии с Российской Федерацией зачетного метода исчисления и уплаты НДС. Одинаковые подходы применяются при налогообложении субъектов игорного бизнеса и малого предпринимательства, производителей сельскохозяйственной продукции и иностранных юридических лиц, извлекающих доходы из источников на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
По аналогии с Российской Федерацией с 1 января 2002 года в Республике Беларусь ставка налога на прибыль снижена с 30 до 24%.
В течение 2002-2004 годов проведена последовательная работа по отмене категориальных льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и налогу на недвижимость.
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет унифицированные по всем основным направлениям с Российской Федерацией понятийный и терминологический аппарат, основные принципы и правила налогообложения, права и обязанности плательщиков налогов и налоговых органов.
С января 2005 года на территории Союзного государства будет реализован принцип взимания НДС и акцизов по стране назначения. Это позволит создать дополнительные условия для роста экспорта товаров и расширения взаимного товарооборота, а также равные возможности для формирования бюджетов обеих стран.
Достижение максимально возможных результатов унификации в вопросах налоговой политики будет осуществлено в рамках подготовки и принятия Налогового кодекса Союзного государства. Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства №3 12 апреля 2002 года. В Постановлении закреплены основные положения, регламентирующие бюджетный процесс. В нем отражена деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.
Годовой бюджет Союзного государства составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджет Союзного государства строится на следующих принципах:
1)Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета - все доходы и расходы бюджета, и иные обязательные поступления, определенные бюджетом Союзного государства, подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.
2)Принцип сбалансированности (бездефицитности) бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
3) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета, при этом доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
4) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджета Союзного государства уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
5) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств -бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
6) Принцип гласности - означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета и отчета о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов Союзного государства.
7) Принцип достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития Союзного государства и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
В целях реализации Договора о создании Союзного государства в декабре 2000 года постановлением совета Министров Союзного государства был утвержден «Порядок исполнения бюджета через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь»[4]. Таким образом, в 2001 году произошел переход на исполнение союзного бюджета через органы казначейств.
До 2001 года государства-участники перечисляли свои взносы на счета Исполнительного Комитета в Центральном банке России и Национальном банке Беларуси. Потом по платежным поручениям средства поступали непосредственно исполнителям программ, минуя государственных заказчиков и главных распорядителей средств бюджета. Для организации работы по исполнению бюджета Союзного государства через органы национальных казначейств в мае 2001 года в Департаменте финансов Постоянного Комитета Союзного государства было создано Управление казначейства.
Сегодня на Управление казначейства Постоянного Комитета возложена ответственность за организацию и контроль исполнения бюджета Союзного государства через органы национальных казначейств. Сквозную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета Союзного государства с поквартальным распределением утверждает Государственный секретарь Союзного государства.
В настоящее время к основным функциям Управления казначейства относятся подготовка ежемесячных объемов (лимитов) финансирования; сбор, обработка и анализ информации о ходе исполнения бюджета; подготовка и представление высшим органам государственной власти Союзного государства сводной отчетности об исполнении бюджета. Управление казначейства участвует также в подготовке договоров и оформляет необходимые платежные документы на финансирование союзных программ и мероприятий, по которым Постоянный Комитет является распорядителем и получателем средств бюджета, это печатные органы Союзного государства, союзные мероприятия в области международной деятельности, культуры, искусства, здравоохранения и др.
Под единым научно-образовательным пространством Союзного государства понимается сфера отношений между субъектами образования Беларуси и России, формируемая на основе согласованных норм законодательства, единого понимания целей, задач и механизмов развития национальных систем образования. Обе системы образования имеют единые исторические корни, однако десятилетие раздельного существования привело к появлению расхождений в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Снизился уровень доступности образования, уменьшились возможности обмена опытом, совместного использования накопленного научно-педагогического потенциала. Целью формирования единого образовательного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Реформированная система призвана, в свою очередь, обеспечить развитие единого культурного и научно-технологического пространства, а также сохранить культурную идентичность славянской цивилизации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» [5] утвердило порядок приема иностранных граждан в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации и обучения в них, а также порядок командирования российских преподавателей для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 года, указанные документы признаются в обоих государствах и эквивалентны при продолжении получения образования, поступлении на работу в соответствии с указанной в этих документах специальностью и квалификацией, если периоды обучения сопоставимы и специальности аналогичны.
Согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2003 года №50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации, учрежденный федеральными органами исполнительной власти» в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане.
Реализуется ряд проектов по организации совместной подготовки специалистов с высшим образованием. В расширении сотрудничества в сфере высшего образования важную роль играют Российско-белорусский (технический) университет в Могилеве, филиал Российского государственного социального университета в Минске, созданный в 1998-2003 годах с участием Союзного государства в целях подготовки специалистов для системы труда и социальной защиты Республики Беларусь. Успешно работает в Минске филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Всего в 2010/2011 учебном году в вузах Российской Федерации обучалось более 10 тыс. граждан Беларуси, соответственно в вузах Республики Беларусь - около 2 тыс. студентов из России.
Важным направлением совместной деятельности является развитие межрегионального сотрудничества. Более 20 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью в сфере образования. Наиболее динамично развивается взаимодействие с органами управления образованием и учреждениями образования Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Брянской областей, Северо-Западного федерального округа, Краснодарского и Ставропольского краев.
Развитию межрегионального сотрудничества во многом способствуют реализация ежегодных совместных проектов, организация выставок, обмены делегациями школьников, студентов и преподавателей, проведение ставших уже традиционными Дней образования Республики Беларусь в регионах Российской Федерации.
В последние годы ряд общественно значимых совместных мероприятий в сфере образования проводится с привлечением финансовых средств бюджета Союзного государства. Первым совместным проектом двух министерств образования в рамках Союзного государства стала состоявшаяся в 2004 году в Гомеле олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В соответствии с решением Совета Министров Союзного государства, начиная с 2008 года олимпиада школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» проводится ежегодно.
В то же время, для развития научно-образовательного потенциала Союзного государства необходимо решить следующие задачи:
1)Создание механизма принятия согласованных решений министерств по модернизации национальных систем образования и установление единых требований к подготовке выпускников образовательных учреждений и качеству образования;
2)Совместная подготовка нормативных документов определяющих ступени и уровни образования, требования к документам об образовании государственного образца, номенклатуре специальностей и квалификаций;
3)Создание согласованной нормативной базы, регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования;
4)Информационное и научно-методическое обеспечение, позволяющее учебным заведениям Белоруссии и России предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы обучения с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий;
5)Развитие дистанционного образования;
6)Увеличение объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных учреждений;
7)Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами-участниками СНГ, развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Союзного государства.
В современном мире уровень развития экономики определяется несколькими направлениями научно-технического прогресса, к которым можно отнести создание новых материалов, развитие биотехнологий, генной инженерии и информационных технологий, разработку высокопроизводительной вычислительной техники, развитие транспортной отрасли.
В течение нескольких десятилетий общий уровень развития экономики той или иной страны определялся уровнем развития автомобиле и тракторостроения. В последнее десятилетие таким определяющим фактором стали информационные технологии. Однако на некоторых направлениях нельзя достичь серьезных успехов в одиночку: невозможно осваивать космос или решать энергетические проблемы, не объединив усилия нескольких стран. Именно в таких направлениях объединение материального и интеллектуального потенциалов Беларуси и России может дать максимальный и быстрый эффект.
В ходе реализации союзных программ уже получены образцы новых машин, оборудования, полупромышленных и промышленных установок. Приняты в серийное производство две модели станков для формования вискозной крученой и гладкой нитей, создан суперкомпьютер, вошедший в престижный международный компьютерный рейтинг ТОР-500, поступили в серийное производство конкурентоспособные на мировом рынке автомобили «МАЗ» с двигателем, отвечающим экологическим стандартам Евpo-2.
Особое место среди союзных программ занимают, так называемые, программы «двойного назначения», которые необходимы для обеспечения безопасности государства и избавления от импортной зависимости в стратегически важных отраслях.
Важным направлением является развитие высокотехнологичных производств «под ключ», объединяющих разработчиков и производителей конечной продукции, как, например, в программе «Оборудование для производства химических волокон» или «Производство оборудования для высокоточной оптики». Создавая собственные технологии, обеспечивая оборудованием отечественного производства высокотехнологичные отрасли, мы приобретаем возможность снизить себестоимость «специальных» видов продукции и обеспечить, таким образом, массовое использование последних достижений ученых в народном хозяйстве.
Современное государство не может существовать без собственной электронной промышленности, потому что она является основой для всех остальных современных отраслей. Основой же электронной промышленности является микроэлектроника.
Производство интегральных схем в мире сегодня - это огромный бизнес, приносящий большие прибыли. Современный объем мирового рынка производства ИС - 170 млрд. долларов в год. Распределение этого рынка по странам и регионам следующее: США 39%; Европа - 26%; Япония - 17%; Тайвань и Корея - 11%; оставшиеся 7% - это в основном Китай и другие страны, среди которых Россия и Белоруссия составляют лишь незначительную часть. Даже внутренний рынок Союзного государства не может быть обеспечен отечественными производителями. Поэтому задача импортозамещения является одной из самых важных, особенно в производстве интегральных микросхем для нужд военной техники.
А для организации такого производства необходимо непосредственное участие Союзного государства и его участников, так как это важнейший вопрос государственной безопасности. Для реализации этой первостепенной задачи с целью преодоления негативных результатов кризиса микроэлектроники 1990-х годов Россия и Беларусь ведут свои внутренние целевые программы в данном направлении. Кроме внутренних, наши государства, начиная с 1996 года осуществляли, осуществляют и планируют дальнейшее осуществление ряда научно-технических программ в области микроэлектроники в рамках Союзного государства с целью создания нового технологического, производственного и элементного базиса.
Головным исполнителем перечисленных научно-технических программ является научно-техническая ассоциация (НТА) «Субмикро», учрежденная ведущими предприятиями микроэлектроники России с целью создания нового технологического базиса в производстве изделий микроэлектроники и аппаратуры на их основе.
Задачами НТА «Субмикро» являются научное и организационно-техническое обеспечение выполнения программ, координация работ по ним в целом и контроль за их исполнением.
Основными исполнителями программ являются ведущие предприятия микроэлектроники и электронного машиностроения Беларуси и России: ГНПК TM «Планар», НПО «Интеграл» (Беларусь), ОАО «Ангстрем», ОАО «НИИМЭ и Микрон», ОАО «НИИПМ», ОАО «НИИТОП», ФНПЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» (Россия). Соисполнителями, являются ряд ведущих предприятий Белоруссии и России различных направлений деятельности.
За время реализации комплекса союзных программ по оборудованию для микроэлектроники белорусским концерном «Планар» разработаны, изготовлены и поставлены российским предприятиям-пользователям 15 единиц прецизионного оборудования -13 наименований.
Опытно-промышленная эксплуатация разработанного оборудования показала его высокую производственную эффективность и надежность.
Так, в ОАО «Ангстрем» с 1999 года находятся в опытно-промышленной эксплуатации два опытных образца установки совмещения и мультипликации (степпера) ЭМ-5084АМ для изготовления СБИС уровня 0,8 мкм, разработанные и созданные в рамках союзной программы «Победа». Поставка ОАО «Ангстрем» этих установок позволила предприятию существенно повысить объемы производства схем уровня 0,8-1,0 мкм.
В комплекс союзных программ по микроэлектронике естественным образом входит подпрограмма «Разработка и освоение серий цифровых, цифро-аналоговых, аналоговых интегральных микросхем для аппаратуры специального назначения и двойного применения» (шифр «База»). Подпрограмма носит комплексный характер, охватывает сферу проектирования и серийного освоения интегральных схем специального назначения и двойного применения, технологического обеспечения их производства. Она имеет стратегическое значение для сохранения технологической и военно-политической независимости государств-участников Союзного государства при создании элементной базы нового поколения радиоэлектронных систем общего и специального назначения. За время реализации подпрограммы уже завершена разработка перспективной электронной компонентной базы и технологических процессов.
Существующая в Беларуси инновационная инфраструктура (инновационные центры, технопарки, центры трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд, Парк высоких технологий и др.) по основным характеристикам соответствует аналогичным структурам экономически развитых стран. Вместе с тем ею в должной мере не выполняются организационно-методические, финансовые, информационно-консультационные функции поддержки инновационной деятельности предприятий, что снижает ее роль в инновационных процессах. Значимое влияние на повышение инновационной восприимчивости имеют льготы и преференции в инновационной сфере, которые являются составной частью механизма инновационной политики, направленной на создание в стране благоприятного инновационного климата.
[1] Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства (от 30.11.2000). Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 22 марта 2001 года № 27-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1141).
[2] Постановление № 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» (Принято 12.04.2002).
[3] Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость».
[4] Постановление Совета Министров Союзного государства от 21.12.2000 № 24 «О порядке исполнения бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы Государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь».
[5] О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования (утратило силу с 19.11.2003 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 668).