НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.5 Правовой статус Союзного государства
Органы Союзного государства.
Высший Государственный Совет.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Беларуси и России.
Высший Государственный Совет:
· решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
· образует органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
· назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
· утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
· утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
· утверждает государственную символику Союзного государства;
· определяет местопребывание органов Союзного государства;
· заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.
Председателем Высшего Государственного Совета является Президент Республики Беларусь или Российской Федерации на основе ротации.
Парламент Союзного государства.
Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее – Договор) Парламент состоит из двух палат – Палаты Союза и Палаты Представителей.
Парламент Союзного государства:
· принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным Договоров к компетенции Союзного государства;
· содействует унификации законодательства Белоруссии и России;
· заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
· заслушивает доклады о деятельности Совета Министров;
· принимает бюджет и заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;
· утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;
· ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;
· заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство и парламентскими организациями;
· назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства;
· утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;
· назначает по представлению Совета Министров членов Счетной палаты Союзного государства;
· устанавливает символику Союзного государства;
· рассматривает предложения по вопросам Союзного государства третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;
· обеспечивает взаимодействие парламентов Беларуси и России;
· осуществляет иные полномочия, предусмотрены Договором.
Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты Представителей, делегированных палатами Национального Собрания Республики Беларусь.
Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией и решениями Высшего Государственного Совета:
· разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
· вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;
· вносит в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и основ законодательства;
· обеспечивает контроль за выполнением положений Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносит мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
· разрабатывает и вносит в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
· рассматривает отчеты и доклады Счетной палаты;
· осуществляет управление собственностью Союзного государства;
· обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютой, ценовой и торговой политики;
· координирует процесс унификации законодательства государств-участников; способствует проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства Беларуси или России на ротационной основе. Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.
Постоянный Комитет.
Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем, является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров.
Постоянный Комитет:
· координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами Беларуси и России;
· контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений;
· регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства;
· вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.
Органы Союзного государства, которые будут созданы в соответствии Договором:
Суд Союзного государства.
Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.
В состав Суда входит 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета. Судьи назначаются из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в Беларуси и России.
Судьи назначаются сроком на 6 лет. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда. Из числа судей, Суд избирает Председателя и его заместителя, которые не могут быть гражданами одного государства-участника.
Счетная палата.
В соответствии с Договором для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата.
Счетная палата:
· осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению;
· проверяет отчеты о доходах и расходах всех органов Союзного государства;
· устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы;
· выясняет, насколько рациональным было управление финансами;
· контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.
Счетная палата состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.
Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров. В состав Счетной палаты не может входить более семи граждан одного и того же государства-участника.
Комиссия по правам человека.
В соответствии с Договором в целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства учреждается комиссия по правам человека.
Компетенция, условия формирования и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о Комиссии по правам человека Союзного государства, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Реальная история и биография Парламентского Собрания Союза Беларуси и России началась с 25 июня 1996 года, когда в Смоленске была проведена первая сессия Парламентского Собрания. Это стало возможным после подписания 2 апреля 1996 года руководством наших государств Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Парламентское Собрание было задумано как представительный орган власти, и это подтверждают все последующие подписанные акты: 2 апреля 1997 года Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая 1997 года - Устав Союза Беларуси и России, 8 декабря 1999 года - Договор о создании Союзного государства.
Депутаты Парламентского Собрания непосредственно участвуют в важных для Союзного государства мероприятиях: в ежегодном принятии бюджета Союзного государства, в подготовке проекта Конституционного Акта, в работе по созданию союзных средств массовой информации, в осуществлении совместных программ, в проведении общественно-политических мероприятий по вопросам союзного строительства.
Для осуществления своих полномочий Парламентское Собрание образует из числа делегированных на равноправной основе парламентами России и Беларуси депутатов комиссии и другие рабочие органы для решения стоящих задач. В настоящее время мы имеем восемь постоянно действующих комиссий, охватывающих в своей деятельности многогранную сферу интеграционных процессов между нашими народами.
Сессии Парламентского Собрания проводятся открыто и гласно. Они правомочны, если на заседаниях присутствует не менее двух третей от общего числа представителей каждой Стороны. По решению Совета Парламентского Собрания в сессиях могут участвовать представители органов власти государств-участников, межгосударственных объединений, международных парламентских организаций, национальных и международных общественных объединений.
Договор о создании Союзного государства предусматривает осуществление законодательной функции Парламентом Союзного государства, который избирается гражданами Союзного государства и принимает законы прямого действия. Однако для создания Парламента необходимо четкое закрепление его компетенции, юридической силы его актов. Такие нормы будут содержаться в Конституционном Акте Союзного государства. До принятия этого основополагающего документа выполнение функций Парламента возложено на Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.