НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.8 Внешнеполитические задачи Союзного государства
Значение союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики; принятие в состав Союзного государства других государств, взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.
Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6 %, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 50 %.
Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства. Расширению экономического сотрудничества содействует образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: «БелРусАвто» - по развитию дизельного автомобилестроения; «Формаш» - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; «Межгосметиз» - по производству металлокорда; «Электронные технологии» - по производству телевизоров и средств связи; «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».
Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное сотрудничество. В настоящее время все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.
Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.
В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.
Отношения России с Республикой Беларусь, которая занимает стратегически выгодное положение в Европе, приобрели особую важность как для формирования сферы ее интересов в Евразии, так и для закрепления ее роли на геополитическом пространстве Большой Европы, частью которой Москва себя считает.
Белоруссия занимает довольно выгодное экономико-географическое положение. Находясь между странами Евросоюза, Россией и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Республика Беларусь является своего рода транспортным мостом в торгово-экономических отношениях между ними. Это имеет большое значение не только для самой республики, но и для других стран. Геополитические интересы России в отношениях с Республикой Беларусь определяются тем, что через ее территорию проходят кратчайшие транспортные магистрали, экспортные нефте- и газопроводы, линии электропередачи в страны — члены ЕС. Таким образом, Белоруссия как транзитное государство представляет интерес для России.
Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа. На сегодняшний день транзит российского газа в Европу через Белоруссию осуществляется по магистральному газопроводу «Ямал — Европа» (принадлежит ОАО «Газпром») и через газотранспортную систему ОАО «Белтрансгаз» (50 % акций принадлежат Газпрому). Транзит газа через Белоруссию составляет в среднем 50 млрд. кубометров в год, в том числе по белорусскому участку газопровода «Ямал — Европа» 33 млрд. кубометров в год[1]. Транзит нефти по территории Белоруссии осуществляется по трубопроводу «Дружба». Объемы транзита российской нефти через территорию республики стабилизировались на уровне 84-85 млн. т. в год.
Белоруссия продолжает оставаться для России серьезным транзитным фактором, обеспечивая 25 % транзита российских энергоносителей в страны Евросоюза, около 30 % автомобильного и железнодорожного транзита между ЕС и Россией. Поэтому Россия заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций со странами — членами ЕС.
Для России важно обеспечить бесперебойный транзит своих товаров через территорию Белоруссии. Имидж России как надежного поставщика энергоресурсов нужен государству не просто для того, чтобы произвести на остальной мир хорошее впечатление, хотя и это немаловажно. По мнению К. С. Гаджиева, имидж страны «представляет собой важнейший капитал, способствующий укреплению геополитического статуса государства на мировой арене, обеспечению его безопасности, защите и продвижению национальных интересов»[2].
К сожалению, были случаи, когда международная репутация России страдала из-за перебоев в транзите нефти (2007, 2009/2010) и газа (2004, 2006) через территорию Республики Беларусь. Энергетические войны подорвали репутацию России как постоянного и стабильного поставщика энергоносителей, даже, несмотря на то, что А. Лукашенко, которого на Западе называют «последним диктатором Европы», запрещен въезд в США и Евросоюз на основании обвинений в авторитарном правлении и репрессиях по отношению к политическим диссидентам.
Прекращение поставок углеводородов в Белоруссию и другие соседние государства расценивается Западом как использование энергетического оружия в политических целях. Критики Москвы утверждают, что Россия контролирует поставки энергии для ограничения экономической и политической самостоятельности своих соседей. Кроме того, регулярные энергетические войны Москвы с Киевом и Минском подтолкнули Евросоюз к поиску альтернативных поставщиков «голубого топлива» (достаточно вспомнить проект строительства газопровода «Набукко»).
Российско-белорусские газовые и нефтяные войны продемонстрировали зависимость поставщика (России) и потребителей (западноевропейских партнеров) энергоресурсов от страны-транзитера (Белоруссии).
В последние годы российской стороной целенаправленно реализуются планы диверсификации экспортных поставок нефти, наращиваются мощности трубопроводного транспорта в направлениях, исключающих транспортировку нефти и газа по территориям сопредельных государств. Основными реализуемыми российской стороной проектами по диверсификации направлений экспорта являются Nord Stream, South Stream и Балтийская трубопроводная система-2 (БТС-2).
«Северный поток» (или Североевропейский газопровод) пройдет по дну Балтийского моря из российского Выборга в германский Грайфсвальд. Планируемая мощность газопровода составит 55 млрд. кубометров природного газа в год. «Южный поток» пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну, а затем разделится на две ветви — через Сербию и Венгрию пойдет в Австрию и через Грецию — на юг Италии. Планируемая мощность газопровода — 30 млрд. кубометров природного газа в год.
С целью снижения зависимости России от Республики Беларусь как транзитной территории, а также повышения мощности сети экспортных нефтепроводов Москва начала строительство системы нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море. Данный проект получил название «Балтийская трубопроводная система-2». БТС-2 призван транспортировать нефть, минуя белорусскую территорию, на побережье Финского залива к терминалам российского порта Приморск. Мощность первой очереди трубопровода — 35 млн. т. нефти в год с возможностью строительства в будущем второй очереди мощностью 15 млн. т. нефти в год.
Основная цель данных проектов заключается в обеспечении прямых коммуникаций между продавцом (Россией) и покупателями (государствами — членами ЕС), минуя посредника (Республику Беларусь). Осуществление этих проектов позволит Москве увеличить возможности экспортных поставок по своей территории, что приведет к уменьшению объемов транзита по сопредельным странам.
Реализация названных выше проектов будет иметь очень серьезные геополитические и геоэкономические последствия для самой республики. Во-первых, резко снижается транзитная значимость Республики Беларусь для экспорта российских энергоресурсов в Европу. Во-вторых, серьезно снижаются переговорные позиции официального Минска относительно цены на газ для республики и объемов закупаемой нефти для реэкспорта нефти и нефтепродуктов. В-третьих, после ввода в строй «Северного потока» и БТС-2 для российского руководства снизится и политическая значимость необходимости поддержания ровных, не говоря уже о партнерских, отношений с нынешним руководством Белоруссии. В-четвертых, окончание строительства «Северного потока» и БТС-2 позволит России при желании окончательно покончить с субсидированием белорусской экономики, что может вызвать резкую деиндустриализацию республики и развал того сборочного цеха, которым республика стала во времена Советского Союза[3].
Россия заинтересована в доступе к системообразующим активам государственного сектора республики, в праве «первой руки» при приватизации белорусских предприятий. По мнению И. Иванова, «российская дипломатия решает на пространстве СНГ еще и ряд специфических задач. Важнейшая из них — содействие российским предприятиям в успешном участии в процессах приватизации и акционирования в странах СНГ». Речь идет, прежде всего, о таких компаниях энергетической, машиностроительной и нефтехимической промышленности Республики Беларусь, как «Гродно Азот», «Нафтан», «Бел-трансгаз», Мозырский нефтеперерабатывающий завод, местный МТС, МАЗ, «Беларуськалий», а также «Интеграл». Другими словами, российские интересы выражаются в притязаниях на те, или иные стратегические активы. В частности, Россия рассматривает возможность приобретения контрольного пакета акций Белтрансгаза. Газпром в течение 2007-2010 гг. выкупил 50 % акций вышеназванного предприятия за $2,5 млрд. Получая полный контроль над компанией, Москва лишает Минск возможности контролировать транзит.
Что касается возможностей для деятельности российского бизнеса в Белоруссии, то об этом пока приходится говорить только в негативном плане, поскольку он подвергается весьма ощутимым ограничениям. Для оправдания приверженности проводимому курсу в экономике и в целях сохранения существующей хозяйственной модели в отношении российских инвесторов в республике идет ожесточенная пропагандистская война. В белорусских СМИ, в выступлениях высших руководителей республики неуклонно развивается тезис о недопустимости продажи государственных предприятий бизнесменам с Востока, об опасности поглощения хозяйственного комплекса российским капиталом.
Имеющиеся между Москвой и Минском противоречия в экономической сфере остаются существенными, их разрешение потребует значительных усилий с обеих сторон.
Во время грузино-югоосетинского конфликта белорусское руководство только на словах поддержало действия России на Южном Кавказе. После августовской войны 2008 г. Москва сосредоточила усилия на процессе дипломатического признания этих образований в качестве суверенных государств. Александр Лукашенко обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но на деле Минск уклонялся от этого шага, ссылаясь на чрезвычайную сложность вопроса и необходимость его всестороннего изучения. Сначала Лукашенко заявлял, что решение о признании независимости новых республик должен принять белорусский парламент. В нем даже была сформирована специальная комиссия для изучения вопроса о признании республик, члены которой в 2009 г. посетили Абхазию и Южную Осетию, сбалансировав этот визит поездкой в Грузию. Однако четких рекомендаций комиссия так и не дала. На деле же соседнее государство, с которым у России союзнические отношения, уклонилось от характеристики конфликта, не дало правовую и политическую оценку действиям Грузии, не поддержало своими действиями Россию на международной арене. На сегодняшний день независимость Абхазии и Южной Осетии помимо России признали три страны — Никарагуа, Венесуэла и Республика Науру.
Несмотря на существующие между Москвой и Минском экономические и дипломатические проблемы (противоречия с поставками в Белоруссию российских углеводородов, нежелание Минска признать независимость Абхазии и Южной Осетии, нежелание передать Кремлю реальный контроль над Белтрансгазом, трудности в продвижении российского капитала в белорусские активы), Россия и Белоруссия продолжают военное строительство, связанное с совместным обеспечением военной безопасности двух стран.
Несмотря на оптимистичный тон официальной риторики лидеров государств-участников Союзного государства Минск в довольно прозрачной форме подает сигналы Москве, что он не прочь рассмотреть перспективу установления партнерства с Евросоюзом, в то время как потенциальное расширение Союзного государства остается под большим вопросом.
Для России весьма важно также и то, что на фоне ее непреодоленной геополитической изоляции Белоруссия выступает единственной соседней страной (если не считать таковыми Абхазию и Южную Осетию, отчасти Приднестровье и Крым), стремящейся к союзу с ней, причем находящейся в центре антироссийского западного пояса от Балтики до Черного моря.
Далеко не простой процесс формирования и развития Союзного государства Беларуси и России обусловлен существенными геополитическими факторами, среди которых наиболее важными являются:
1) Белоруссия и России представляют собой две страны, расположенные в одном геополитическом регионе, на общем геополитическом пространстве;
2) важнейшая геостратегическая ось, вокруг которой структурируется западная часть российского геопространства, проходит из Москвы через ряд российских городов к западной границе России. Эта ось представляет собой совокупность важнейших транспортных коммуникаций: железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов и т.п. Далее за пределами Российской Федерации эти коммуникации проходят по территории Белоруссии, а затем Польши. Данная геополитическая ось дает России прямой и кратчайший выход к Центральной, а затем и Западной Европе. Геополитическое значение этой геостратегической оси для России трудно переоценить. Геополитическое пространство России, в свою очередь, позволяет Республике Беларусь иметь выходы ко всему Евразийскому региону и другим важным геополитическим регионам.
Таким образом, России приходится прилагать весьма серьезные усилия на внешнеполитической арене, которые заключаются:
1) сохранение своей независимости, суверенитета и территориальной целостности;
2) утверждение неотъемлемого права на суверенность действий в вопросах реализации национальных интересов;
3) развитие на новой основе разносторонних связей в рамках Содружества Независимых Государств;
4) полномасштабного участие в решении глобальных проблем, поддержки всеми своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической системы международных отношений.
Таким образом, совершенно очевидно, что для России интеграция с Белоруссией, материализованная в создании и эволюции Союзного государства, имеет, без преувеличения, важнейшее геополитическое значение.
Отношения Белоруссии с ЕС складываются достаточно проблематично, но, следует заметить, что в последнее время в них в достаточной степени прозрачно стал наблюдаться переход от абсолютной обоюдной неприязни к взаимному интересу. Можно даже сказать, что обозначились видимые контуры партнерства.
В мае 2008 г. Евросоюз выдвинул известную инициативу «Восточное партнерство», которая призвана была стать альтернативой «Северному измерению» и Средиземноморскому союзу. «Восточное партнерство», предложенное Украине, Молдавии и республикам Южного Кавказа, предполагает подписание с этими государствами соглашения об ассоциации без последующего присоединения, создание зон свободной торговли, повышение мобильности, совместное обеспечение энергетической безопасности.
Как подчеркивается в п. 1 Сообщения Европейской комиссии для Европейского парламента и Европейского совета «Восточное партнерство» (Брюссель, 3 декабря 2008 г.), «обеспечение стабильности, более эффективного государственного управления и экономического развития стран, расположенных на восток от Европейского союза, относится к его жизненно важным интересам. В то же время, все наши партнеры в Восточной Европе и на Южном Кавказе стремятся углубить свои отношения с ЕС. Политика Европейского союза по отношению к этим странам должна быть активной и недвусмысленной: ЕС окажет весомую поддержку этим партнерам в их стремлении приблизиться к ЕС, а также всю необходимую помощь в проведении реформ, необходимых для такого приближения. Все это может быть достигнуто путем реализации «Восточного измерения» - отдельной составляющей Европейской политики соседства (ЕПС)».
В феврале 2009 г. Белоруссия была интегрирована в программу, а на учредительном саммите «Восточного партнерства» (май 2009 г.) проявила себя в качестве одного из активнейших участников данного проекта.
Такая активизация контактов между Белоруссией и ЕС вызывает логичный вопрос: реально ли для Беларуси вступить в Евросоюз? Ответ в данном случае, по нашему мнению, предполагается скорее отрицательный, чем положительный. СМИ еще два года тому назад пророчили Минску членство в ЕС, но, как подчеркнул в одном из интервью А. Лукашенко, речи о вступлении в Евросоюз пока не идет. Надо заметить, что и сам ЕС крайне осторожен, когда высказывается о такой перспективе Белоруссии.
В мае 2010 г. глава представительства Евросоюза на Украине и в Белоруссии Ж.М.П. Тейшейра в интервью образно назвал текущую ситуацию «весной» в отношениях Евросоюза и Минска, выдвинув принципиальный тезис, согласно которому для развития торговых и экономических связей нет никаких барьеров, но в то же время он очень осторожно отнесся к перспективе перехода Белоруссии к западноевропейской модели развития.
Более того, «весна» (по тому же образному выражению Ж.М.П. Тейшейры) в отношениях между Беларусью и ЕС выдалась не такой уж «теплой». Указанное ранее «Восточное партнерство» вызвало немало новых разногласий. В этом отношении является красноречивым показателем то обстоятельство, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Минска и Брюсселя так и осталось несогласованным.
В данном контексте уместно привести одну точку зрения о роли российского фактора в развитии отношений Белоруссии с Евросоюзом. К.В.Виноградова в своей статье пишет: «Следует признать, что решающую роль в развитии отношений Беларуси с объединенной Европой играет политика России» [4].
Российский фактор можно назвать главным фактором в формировании внутренней и внешней политики Беларуси. Очевидно, что российский фактор очерчивает пределы в отношениях Беларуси с ЕС. Беларусь практически не сможет принять политических решений, которые будут противоречить интересам России. У Москвы имеется достаточно рычагов для того, чтобы скорректировать в нужном направлении политику соседнего суверенного государства. Одновременно российский фактор будет стимулировать расширение сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией будет развиваться. А Беларусь оказывается как бы в тени качественно новых российско-европейских отношений. Поэтому успешное строительство взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом требует обязательного учета взаимодействия России и ЕС. Беларусь вынуждена адаптироваться к этой стратегии, но при этом должна стремиться максимально отстаивать национальные интересы.
Знаковым событием в этой связи стало выступление А. Лукашенко на кубинском саммите Движения Неприсоединения в Гаване 12 сентября 2006 г., где он заметно отошел от антизападной и антиамериканской риторики, сконцентрировав внимание на развитии экономических связей. В частности, было сказано, что в настоящее время наиболее развитые страны нуждаются в тех возможностях, которые могут предоставить участники Движения неприсоединения: «Сегодня настал такой момент, когда богатые страны не могут дальше развиваться, не используя потенциал развивающихся стран, которые, в основном, входят в Движение неприсоединения. Подавляющее количество людских и природных ресурсов, до 80 %, сосредоточено здесь. Пришло время, когда богатые страны очень нуждаются в нас, и нам необходимо разумно воспользоваться этим моментом».
В связи с этим стоит подробнее остановиться на роли Белоруссии в этой организации. Движение неприсоединения (Non-Aligned NAM) было образовано в прошлом веке как международная и внеблоковая организация группы развивающихся стран для отстаивания своих интересов. Одной из главных целей стран - членов Движения тогда было уйти от втягивания в орбиту одного из двух геополитических центров силы.
С позиции принципов членства, заложенных при основании Движения неприсоединения, участие Белоруссии в деятельности NAM выглядит абсурдным. Республика Белоруссия с 2000 г. числится в составе создаваемого Союзного государства, куда входит вместе с Россией, которая с полным правом может рассматриваться в качестве геополитического центра силы, наряду, например, с ЕС или США. Поэтому та активная роль, которую пытается играть Минск в Движении неприсоединения, заставляет, в том числе, сомневаться в искренности его намерений крепить реальный союз с Россией, и уже тем более интегрироваться в некое единое государство.
Принципиальной задачей Минска было извлечение из данного мероприятия политических, экономических и дипломатических выгод. К числу последних относится преодоление частичной международной изоляции Белоруссии, в которой она оказалась после последних президентских выборов. Можно также предположить, что в планы главы белорусского государства входило реформирование Движения для защиты своих членов, «подвергшихся внешнему давлению или агрессии». Вместе с тем существует и точка зрения, что Белоруссию больше интересует не судьба Движения неприсоединения как международной организации развивающихся стран Юга и ее программа действий, а группа богатых ресурсами стран-членов[5].
На кубинском саммите А. Лукашенко впервые презентовал новую стратегию белорусской внешней политики, названную им «концепцией внешней дуги». Суть ее заключается в активизации новых векторов сотрудничества. По заявлениям официальных белорусских информационных источников, приоритеты «внешней дуги» выстраиваются следующим образом: во-первых, латиноамериканское направление, с упором на Бразилию, Боливию, Венесуэлу и Кубу; во-вторых, Ближний и Средний Восток, прежде всего Иран и страны Персидского залива; в-третьих, Восточная Азия, с особым вниманием, уделяемым Китаю, Вьетнаму, Малайзии. Кроме того, значительное внимание было уделено активизации связей со странами - участницами СНГ помимо России.
За официальной презентацией концепции «внешней дуги» в 2006-2008 гг. последовали решительные усилия белорусской стороны по воплощению в жизнь ее политико-экономической составляющей. Белоруссия резко активизировалась на новых направлениях, уделяя приоритетное внимание развитию торговых связей, прежде всего с идеологически близкими по духу партнерами.
На латиноамериканском направлении особое внимание было уделено Венесуэле. Этому способствовали такие факторы, как дружеские отношения президентов А. Лукашенко и У. Чавеса, основанные на сходстве их политических режимов и взаимодополняемость экономик двух стран. «Мы хотим развивать свою страну - это нормальный торговый обмен: Беларусь способствует нашей индустриализации, а мы помогаем вам с энергоносителями», - вывел формулу президент Венесуэлы.
В рамках развития сотрудничества между странами были интенсифицированы двусторонние визиты делегаций и официальных лиц, в ходе которых был подписан ряд важных документов и достигнуто немало договоренностей. Заключены многомиллионные контракты в таких сферах, как разработка нефтяных месторождений, строительство и архитектура, энергетика, машиностроение. Созданы механизмы сотрудничества в области науки, технологий, сельского хозяйства, производства продуктов питания, промышленности, горнорудного дела, в сфере энергетики, нефти и газа, нефтехимии. 7-8 сентября 2006 г. в ходе визита официальной делегации Белоруссия подписала с Венесуэлой ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на сумму более 1 млрд. долл.
Одним из основных результатов совместной работы стало решение Президента Венесуэлы о выделении белорусским партнерам участков для самостоятельной добычи нефти. Уже сейчас в этих зонах, имеющих развитую инфраструктуру, можно добывать до 2 млн. тонн нефти в год (при годовой потребности Беларуси в 20 млн. тонн)[6].
В инвестиционной сфере инициировано начало конкретной работы по созданию Двустороннего инвестиционного фонда, также Республика Белоруссия получила приглашение вступить в многосторонний Гуманитарный банк международного развития, создаваемый Венесуэлой, Ираном и Малайзией для обеспечения финансовой независимости стран - членов этого банка от международных финансовых организаций. Принципиальным для Белоруссии является возможность осуществления поставок белорусской техники и технологий в счет формирования доли участия Республики Белоруссии в этих финансовых организациях.
Особую роль играют такие факторы как членство Венесуэлы в МЕРКОСУР и перспективы создания зоны свободной торговли в регионе, открывающие Минску возможности для закрепления на этом перспективном и быстро растущем рынке. Сотрудничество облегчается происшедшим в регионе в начале XXI в. «левым поворотом» - установлением социалистических режимов в целом ряде государств. Налицо стремление латиноамериканских стран уменьшить свою зависимость от США не только в политической и военной сферах, но и в экономической и технологической. Другими словами, та страна, которая вовремя предложит приемлемую альтернативу, получит колоссальные дивиденды.
Сходную активность белорусское руководство демонстрировало на ближневосточном направлении, где в качестве основного центра приложения усилий выделялся Иран. Взаимоотношения Белоруссии и Ирана - пример того, как укрепление сотрудничества на политическом уровне ведет к развитию экономических связей. В целом между двумя странами налажено уже довольно тесное сотрудничество в сфере политики и единая точка зрения по вопросам мироустройства. А. Лукашенко и М. Ахмадинежад демонстрируют близость своих позиций по целому ряду международных вопросов, регулярно проводят встречи, поддерживают дружеские отношения. Именно политические контакты на высшем уровне и стали тем локомотивом, который потянул за собой сотрудничество в экономической, энергетической, финансовой и других сферах. Тяготение Белоруссии к Ирану объяснимо. Тегеран из-за упрямства в сфере использования ядерной энергии стал «жертвой» международных санкций, а Минск стал «жертвой» нового прагматичного подхода России к энергетическим отношениям. Это побуждает Белоруссию к поиску альтернативных источников удовлетворения своих энергетических потребностей. Подобным источником вполне может стать Иран. Иранская сторона продемонстрировала свою солидарность с таким подходом. «У нас есть огромные энергетические ресурсы, у вас - прекрасные специалисты и технологии. Это вместе должно послужить росту благосостояния наших народов». В результате Белоруссия стала первой страной в истории современного Ирана, которая получила разрешение самостоятельно добывать нефть на его территории. Белорусской стороне предложено не только заниматься добычей, но и перерабатывать нефть в Иране либо забирать ее и продавать в любом регионе мира. Обсуждается в Минске и возможность строительства своего НПЗ в Иране.
По мнению А. Лукашенко, сейчас белорусско-иранские отношения развиваются особенно динамично, и если удастся решить отдельные вопросы в таможенной и банковской сферах, то, по мнению белорусских официальных лиц, взаимный товарооборот может со временем достичь 1 млрд. долл.
Особое внимание А. Лукашенко стал уделять восточноазиатскому вектору внешней политики. Здесь на роль партнера № 1 выдвинулся социалистический Китай. Президент Белоруссии А. Лукашенко назвал китайский вектор приоритетным для белорусской внешней политики. «Главным приоритетом белорусской внешней политики является Китай, который разделяет и поддерживает многие наши политические шаги». Лидер Белоруссии неоднократно заявлял о том, что у двух стран единые позиции на международной арене и абсолютно согласованная, идентичная внешняя политика. Республика Белоруссия и КНР занимают схожие позиции по основным международным проблемам, оказывают взаимную поддержку в процессе выборов в органы учреждений системы ООН, а также в ходе обсуждения значимых вопросов международного сотрудничества, в том числе в области прав человека. Китай сегодня располагает значительными инвестиционными ресурсами и производит мирового уровня оборудование и технологии (но гораздо дешевле, чем западные производители) для многих отраслей народного хозяйства. С учетом этих двух факторов Белоруссия могла бы в течение нескольких лет переоснастить, модернизировать многие, если не большинство своих предприятий и отраслей. Однако несколько сдерживает китайских инвесторов и сложность белорусского налогового законодательства, громоздкость механизма согласования и принятия решений [7].
По мнению российских экономистов, в ближайшие годы Китай для Белоруссии не сможет стать реальной альтернативой России, но лишь новым, очень важным и перспективным пространством для освоения белорусским обществом, государством, экономикой. В то же время в случае кризиса в отношениях с РФ Китай сможет помочь Белоруссии смикшировать часть негативных последствий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В 2006 г., после победы на очередных президентских выборах, А. Лукашенко столкнулся с мощным давлением со стороны российского руководства, настаивавшего на реальной интеграции РФ и РБ. Категорическое нежелание белорусской стороны поступаться своим суверенитетом вынудило Россию пойти на свертывание предоставленных Белоруссии экономических преференций. Попытки компенсировать эти потери за счет активизации европейского вектора белорусской внешней политики ни к чему не привели, так как Брюссель добивался изменений во внутренней политике Белоруссии, неприемлемых для официального Минска.
Столкнувшись с угрозой дипломатической изоляции, а в перспективе - ухудшения условий для дальнейшего социально-экономического развития, белорусское руководство пошло на решительную диверсификацию своих контактов, переход к многовекторной дипломатии. С этой целью была принята так называемая концепция «внешней дуги». Несмотря на небольшой срок, уже сейчас можно говорить о наметившейся диверсификации белорусской внешней торговли, появлении новых источников энергоносителей (прежде всего Венесуэлы и Ирана), способных ослабить зависимость от поставок из России. Дальнейшее развитие новых векторов сотрудничества способно повысить устойчивость белорусской экономики, усилить позиции Минска в непростом диалоге с Москвой и Брюсселем.
Вместе с тем, хотя активизация новых векторов белорусской внешней политики и связана с отходом от одновекторной пророссийской ориентации, это не означает, что она вредит Союзному государству. Ведь, несмотря на неоднократные заявления Минска о неприкосновенности независимости и суверенитета Республики, А. Лукашенко не критиковал сам проект Союза. Более того, внешнеполитическими успехами белорусской дипломатии может воспользоваться и Россия, которая в силу определенных международных обязательств не всегда может интенсивно контактировать с определенными странами в определенных регионах мира по определенным вопросам. Россия может использовать контакты Минска для решения своих задач в области политики, безопасности и обороны, науки, в торговле и энергетике, исходя из своих национальных интересов. Таким образом, можно сказать, что дипломатические успехи Республики Белоруссии, это, в каком-то смысле, определенные достижения в мировой политике и Союзного государства Россия-Белоруссия.
[1] Лавров С.Б. В каком мире мы живем? (размышления геополитика). СПб., 2001. С. 37, 39.
[2] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1999. С. 544.
[3] Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1. С. 67.
[4] Виноградова К.В. Становление и развитие союза России и Белоруссии. // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2010. № 2. С. 159.
[5] Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1.
[6] Согрин В.В. Конфликт и консенсус в российской политике // Общественные науки и современность, 1996, №1.
[7] Косолапов Н.В. Безопасность международная, национальная и глобальная: взаимодействие или противоречивость? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9.