НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.7 Оборонный и военно-технический аспекты становления и развития Союзного государства
Важнейшими принципами военного строительства для новой России, Союзного государства, которые прояснились в период военной реформы, являются: 1) принцип оборонной («разумной») достаточности; 2) принцип соответствия готовности и подготовки военной организации потребностям защиты национальной безопасности; 3) принцип рационального использования ресурсных возможностей страны для финансового и материально-технического обеспечения военной безопасности; 4) принцип законодательно-правового укрепления воинской деятельности; 5) принцип демократизации и гуманизации армейских отношений.
В складывающейся новой геополитической ситуации обеспечения военной безопасности существенное значение приобретает укрепление позиций нашей страны на пространстве СНГ. Очевидно, что важнейшая функция СНГ – геополитическая структуризация большей части постсоветского пространства. Возникшие независимые государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР оказались перед выбором – начать процесс формирования нового международного геополитического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.
Формирование международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно обусловлено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институциональных механизмов его организации. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран в значительной своей части входили в советскую элиту, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения или, в качестве биполярного лидера, принимала наработки других участников международного сообщества.
К настоящему моменту Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность большинства государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество – «зонтичная организация», выполняющая функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР, выработки взаимоприемлемых «правил игры». Если Содружество и не оправдало ожиданий, то только чрезвычайно завышенных.
Очевидно, что процесс «форматирования», создания «клубов по интересам» – это процесс объективный. Нормальное функционирование любой региональной организации или интеграционного объединения, в том числе и СНГ, предполагает наличие механизмов реагирования на угрозы и вызовы военно-силового характера. Современным адекватным ответом на них является координация политики в области обороны и безопасности.
Особое место во внешней политике нашей страны занимает сотрудничество и взаимодействие с нашими ближайшими соседями - странами СНГ. В сфере обеспечения национальной и военной безопасности наиболее перспективным представляется сотрудничества с государствами-членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация представляет собой - военно-политический союз, созданный в 2002 году на основе Договора о коллективной безопасности, подписного в Ташкенте в 2002 году и вступившего в силу в 1994 году. В настоящее время в ОДКБ входят шесть государств: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Организация важна для укрепления стратегических позиций Российской Федерации в Центральной Азии, в том числе и воздушно-космической сфере. На территории государств-участников ОДКБ находится, арендуемый у Казахстана российский космодром Байконур, а в Киргизии российская военно-воздушная база, расположенная в районе города Кант.
В ОДКБ завершили работу над проектом соглашения о создании Единой системы противовоздушной обороны Центрально-азиатского региона (ЦАР) коллективной безопасности. Документом предусмотрено, что стороны создают систему ПВО в регионе, которая будет составной частью единой системы противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Система создается в целях совместной охраны внешней границы в воздушном пространстве. В ее состав войдет часть сил и средств ПВО государств региона, которые будут действовать по единому плану.
Перечень органов и пунктов управления, соединений и воинских частей, выделяемых в состав региональной системы ПВО, утвердят министры обороны государств региона после вступления соглашения в силу. Возглавит систему командующий, назначаемый Советом коллективной безопасности - высшим органом ОДКБ, членами которого являются главы государств-членов организации, по представлению совета министров обороны ОДКБ из числа командующих ПВО (ПВО и ВВС), сил воздушной обороны одной из сторон[1]. Итак, можно сделать вывод, что деятельность ОДКБ является весьма перспективна для укрепления военной безопасности Российской Федерации как в военно-космическом, так и в военно-воздушном измерении.
Воздушно-космическая оборона – это не отдельный род войск, а система политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер, проводимых на государственном уровне с целью подготовки и ведения военных действий в воздушном пространстве Российской Федерации и в ближайшем космосе.
Нельзя рассматривать систему ВКО России как нечто вспомогательное, не имеющее четкой структуры и своего командования с широкими полномочиями.
Система ВКО – это объединение в одну систему более высокого уровня относительно самостоятельных организационно (в настоящее время), но реально взаимодействующих друг с другом в решении оборонительных задач борьбы с воздушно-космическим противником систем, целенаправленное и последовательное повышение их интеграции и сбалансированности в интересах более эффективного решения задачи ВКО.
В рамках Единой системы ПВО СНГ началось формирование региональных зон ПВО – восточно-европейской (Россия и Белоруссия), кавказской (Россия и Армения) и центрально-азиатской (Россия и Казахстан). Планируется создать Единую космическую систему, которая совместно с модернизированными и новыми РЛС системы ПРН позволит своевременно отслеживать информацию о воздушных, гиперзвуковых и космических целях не только над территорией России, странами СНГ, но и над другими регионами мира.
Особо следует выделить значимость ВКО как фактора сдерживания агрессии. Главную роль, конечно же, играют стратегические ядерные силы (СЯС). Но сами СЯС нуждаются как в защите от упреждающего разоружающего удара СВКН агрессоров по ним, так и в информационном обеспечении их действий. Вывести ВКН из-под такого удара, защитить и обеспечить информацией их действия может только единая информационно-огневая система ВКО, созданная не в одном из видов ВС (ВВС) или не в двух (ВВС и КВ) «по совместительству», а в масштабе государства. Только она способна решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара и, прежде всего СЯС, при воздушно-космическом нападении. Сегодня это ясно не только ученым-теоретикам и войсковым практикам, но и просто реально мыслящим гражданам России.
Программа строительства ВКО должна позволить создать в России эшелонированную систему противовоздушной и противоракетной обороны, а в последующем – единую систему воздушно-космической обороны. При создании системы ВКО нельзя забывать, что важной составляющей, наряду с СПРН, ПРО и ПКО, должна быть ПВО по уничтожению ВТО при безъядерном ведении боевых действий, т.е. уничтожение крылатых ракет, носителей управляемых ракет и бомб, беспилотных летательных аппаратов
На современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации систему ВКО надо строить как межвидовую, привлекая к решению задач ВКО все силы и средства, имеющиеся в видах и родах войск ВС и способные решать эту задачу. Реализация предложенных предложений позволит создать в Российской Федерации эшелонированную систему противовоздушной и противоракетной обороны, а в последующем – единую систему воздушно-космической обороны и обеспечить эффективное ее развитие в будущем.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что система защиты границ наших государств успешно функционирует. Создана правовая основа отношений в сфере обеспечения безопасности, не имеющая аналогов. Принята военная доктрина - Концепция совместной оборонной политики [2]. С 2000 года функционирует региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, где под единым командованием и по единым планам осуществляется боевое дежурство и проводятся военные учения.
Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации (ЕРС ПВО) утвердил Президент Беларуси. Беларусь расположена в центре Европы, поэтому с каждым годом возрастает роль воздушного пространства республики в Европейском регионе.
Через Белоруссию проходит 55 международных воздушных трасс общей протяженностью свыше 25 тысяч километров. Через воздушное пространство Беларуси проходят маршруты более 925 авиакомпаний мира из 91 государства. Ежегодно осуществляется свыше 180 тысяч авиарейсов, более 87 % из которых транзитные [3].
Вообще транзитный потенциал Беларуси необходимо рассматривать в тесной увязке с процессом союзного строительства. Около 80 % грузов, следующих транзитом через Беларусь, предназначено для России или вывозится оттуда. Особенно велика роль белорусского транзита в снабжении всем необходимым Калининградской области. Через белорусское воздушное пространство ежегодно пролетают десятки тысяч самолетов, и более трети из них — российские. Три четверти транзитных грузов, которые перевозит Белорусская железная дорога, также следуют из России или в нее.
Наконец, практически половина экспортных поставок российской нефти в Европу и около 20 % природного газа также прокачивается через Беларусь.
Получается, что если сегодня сконцентрировать финансовые и организационные усилия по созданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры Союзного государства и управлять транспортными потоками с применением современных телекоммуникационных и информационных технологий, то Союзное государство имеет все шансы реализовать свое уникальное географическое положение в качестве транзитного моста между Европой и Азией.
Необходимо создание единого евразийского пространства безопасности[4]. Должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами – СНГ, ШОС, ОДКБ и другими.
Новая система создает военно-политические условия для повышения надежности охраны и защиты западных границ Союзного государства, а также качества контроля за соблюдением правил использования воздушного пространства Беларуси и России в регионе. Силы и средства ПВО применяются по единому замыслу и плану. Соглашение позволит также оснащать войска и силы ЕРС ПВО вооружением и военной техникой на основе единой военно-технической политики, вырабатывать единые требования к их боевой готовности и выучке, организации оперативной и боевой подготовки. В угрожаемый период и в военное время часть сил и средств ЕРС ПВО будет применяться в составе региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации.
На ЕРС ПВО возлагается несколько задач. Это не только контроль и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве, но и, в частности, принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений. Возможно и пресечение таких полетов. Также среди задач системы – оказание помощи воздушным судам при возникновении форс-мажорных ситуаций. Соглашением предусматривается и совместная подготовка специалистов в вузах Беларуси и России.
Уже не один год министерства обороны двух стран занимаются формированием эффективного механизма зашиты Союзного государства, совершенствованием деятельности Региональной группировки войск, повышая уровень боевой подготовки, планируя совместный оборонный заказ, унифицируя законодательство стран в области обороны, военной службы и социальной зашиты военнослужащих. Регулярно проводятся совместные командно-штабные и тактические учения. К примеру, соединения и части войск ПВО Республики Беларусь традиционно участвуют в тактических учениях с боевыми стрельбами на российском полигоне «Ашулук».
Крупномасштабные учения стали в стране нормой. Они проводились каждый год: последовали «Неман 2001», «Березина-2002». «Чистое небо-20.03», «Щит Отечества-2004». Кроме того, в рамках созданной в начале 2000-х годов 300-тысячной российско-белорусской западной региональной группировки войск были проведены маневры «Стратегическая магистраль-2003». «Союзная безопасность-2004» и «Щит Союза-2005». После завершения реформы в 2005 г. подобные «игры» стали проводиться раз в два года, причем, как правило, с участием немалого количества российских поиск.
В интересах проверки текущего состояния РГВ (С) было спланировано и проведено с 18 по 29 сентября 2009 года оперативно-стратегическое учение «Запад-2009», которое явилось логическим завершением подготовки РГВ (С) в 2009 году. Столь масштабное совместное учение проведено впервые за последние несколько десятилетий. Впервые практически было отработано применение РГВ (С) в единой системе стратегических действий в случае развязывания против Союзного государства крупномасштабной агрессии. Такой подход отвечает интересам как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что механизм обеспечения коллективной безопасности в рамках ОДКБ уже переведен в практическую плоскость.
«Щит Союза-2011» является логическим продолжением совместных российско-белорусских мероприятий по обеспечению боеспособности региональной группировки войск (сил), созданной в 2000 году и ставшей катализатором развития военной составляющей системы коллективной безопасности ОДКБ.
В маневрах «Щит Союза-2011» было задействовано порядка 12 тысяч военнослужащих, в том числе белорусских - около 5 тысяч, российских - 7 тысяч, около 50 самолетов и вертолетов, более 100 танков, 280 бронированных машин, зенитно-ракетные комплексы С-300, «Бук», «Оса», «Тунгуска», «Стрела-10», «Игла», системы залпового огня «Смерч» и др.
Среди особенностей этих учений участие курсантов Военной академии Беларуси и военного факультета БГУиР.
Параллельно с учениями «Щит Союза» проходили учения ОДКБ «Центр-2011», в ходе которых отрабатывались вопросы, связанные с Коллективными силами оперативного реагирования и Коллективными силами быстрого развертывания. С белорусской стороны в этих учениях принимали участие офицеры, которые были задействованы в органах управления. Также в маневрах «Центр-2011» участвовали Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Армения.
На заседании Совета безопасности Республики Беларусь 15 декабря 2008 года Президент Беларуси заявил, что Беларусь выступает за строительство новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей интересы государства. «Международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно признается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики», – сказал Президент Республики Беларусь[5]. Белорусский лидер также отметил, что важнейшим направлением укрепления национальной безопасности является участие страны в международных системах безопасности: Организации Договора о коллективной безопасности, а также в создании единого оборонного пространства с Российской Федерацией.
Необходимо создавать новую систему безопасности, не только европейской, но и центрально-азиатской – эта мысль приобретает все большую поддержку как в ряде государств – членов ОДКБ, так и в соседних с ними странах. Государствами - членами ОДКБ уже проделана огромная работа по формированию политики безопасности и самой системы региональной безопасности. Вместе с тем еще недостаточно отработаны механизмы обеспечения безопасности, механизмы совместных действий в кризисных ситуациях, нормативно-правовые акты, на которые мы должны опираться в рамках существующих договоров, правильное сочетание региональных, национальных и международных интересов.
Сегодня весьма актуально стоит вопрос о необходимости обеспечить безопасность Союзного государства, которое Президент России назвал «интеграционным ядром» СНГ, и создать условия для поступательного и неуклонного сближения всех стран Содружества. Особая роль в решении этой исторической миссии принадлежит народам Беларуси и России. Следует безотлагательно, на основе объективного анализа и всесторонней экспертной оценки угрозообразующих факторов исследовать их генезис, источники, динамику развития обстановки и выработать адекватную ситуации комплексную систему обеспечения безопасности Союзного государства. При этом основные усилия надо сконцентрировать на укреплении региональной безопасности, для чего необходимо выработать и последовательно претворять в политической практике меры по развитию отношений с государствами постсоветского пространства.
Целесообразно рассмотреть вопрос о создании координационного совета (возможно, на базе Союзов ветеранов ВС РФ и республики Беларусь) для продолжения интеграционных процессов в рамках создаваемого Союзного государства.
Создать и реализовать новый жизнеспособный механизм отношений между армиями СНГ по обеспечению проведения согласованной военной политики между странами Содружества, координировать действия по структурной перестройке военных доктрин государств СНГ.
Среди выработки предложений для укрепления международной безопасности Союзного государства – снижение рисков для наших стран от потенциальных опасностей участники встречи предложили более активно реализовывать принцип предотвращения, используя накопленный международными структурами опыт превентивной дипломатии, применять опыт работы долгосрочных миссий и Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Такой подход, в отличие от традиционного реагирования на уже проявившиеся угрозы, представляет перспективное направление политики и практики обеспечения международной безопасности.
Без пристального внимания не остается ни одного направления международной безопасности Союзного государства: согласованная антинаркотическая политика и обеспечение информационной безопасности, приграничное сотрудничество, финансовая, технологическая, продовольственная, транспортная и другие виды безопасности.
Правовой основой взаимодействия двух стран в области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности являются Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений.
В рамках реализации программ в области обороны проводится:
1) совершенствование оперативного оборудования территории Российской Федерации и Республики Беларусь в интересах подготовки и применения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации;
2) объединение усилий железнодорожных войск и транспортных ведомств Беларуси и России для решения вопросов устойчивого транспортного обеспечения боевой и мобилизационной готовности региональной группировки войск (сил) вооруженных сил Беларуси и России;
3) решаются задачи по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в интересах военной безопасности Беларуси и России.
До 2008 года в рамках отдельной союзной программы осуществлялось обучение военнослужащих Министерства обороны Республики Беларусь в вузах Министерства обороны Российской Федерации. За 1998-2008 годы для Вооруженных сил Республики Беларусь в 34 вузах Министерства обороны Российской Федерации подготовлено 842 военных специалиста. Программа успешно завершена.
Реализация программ и мероприятий в области обороны позволяет:
1) повысить возможности аэродромов по базированию авиации; увеличить емкость арсеналов и складов; улучшить условия хранения ракет, а также горючих и смазочных материалов, других материальных средств; увеличить объем и повысить качество оказываемой медицинской помощи;
2) объединить возможности Министерства транспорта Российской Федерации, Белорусской железной дороги и железнодорожных войск, входящих в состав региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - РГВ), для выполнения комплекса мероприятий по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта региона в целях обеспечения мобилизационной подготовки отраслей экономики Союзного государства.
Разработан механизм осуществления взаимодействия между Пограничной службой ФСБ России и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь. Реализована программа «Обустройство внешней границы Союзного государства на период 2002-2006 годов». Проводимая работа в рамках Программы стала очередным шагом в борьбе с трансграничной преступностью. Достигнуто существенное продвижение в создании единых стандартов охраны государственных границ, их обустройства, развития межгосударственных отношений в области обеспечения безопасности внешней границы Союзного государства. Она явилась первым этапом программы «Обеспечения пограничной безопасности Союзного государства на период до 2015 года», а также составной частью «Комплекса основных мероприятий по реализации Концепции безопасности Союзного государства».
Выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов пограничной инфраструктуры позволило значительно улучшить бытовые условия военнослужащих, существенно повысить качество выполняемой ими оперативно-служебной деятельности по охране государственной границы, а также сформировать новую и развить существующую инфраструктуру пограничных войск Республики Беларусь.
В 1998 году была принята Концепция совместной оборонной политики, а в 2001-м утверждена Военная доктрина Союзного государства. Эти документы стали правовой основой для создания региональной группировки войск Беларуси и России. Ее задача – защита передовых рубежей Союзного государства на западном направлении от возможной военной угрозы. И здесь уже много сделано.
В ноябре 2001 г. президентом А. Лукашенко утверждена Концепция строительства Вооруженных сил до 2010 года. В 2005 году утверждена Государственная программа вооружений на 2006-2015 годы.
Белорусские предприятия участвуют в выполнении государственного оборонного заказа РФ. Но необходимо развивать и другие формы взаимодействия в этой области, такие как создание совместных предприятий по разработке, производству вооружения и военной техники, а также сервисных центров по их обслуживанию, ремонту, модернизации.
Мероприятия международного военного сотрудничества в данной области проводились в рамках деятельности по формированию проекта Предложений по разработке программы Союзного государства, предусматривающей развитие и реализацию положений Основ функционирования военной организации Союзного государства и реализации мероприятий Программы военно-научного сотрудничества министерств обороны Беларуси и России.
В ходе реализации союзной программы «Обустройство внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годы». В интересах военной безопасности реализовано более 20 специальных союзных программ и мероприятий. В рамках их исполнения более 800 военнослужащих и руководящих составов воинских частей России и Беларуси прошли обучение и подготовку, в том числе и по дефицитным воинским специальностям.
По вопросам сближения и унификации законодательства в области обороны, военной службы и социальной защиты военнослужащих были предприняты следующие шаги:
Разработан перечень первоочередных нормативных правовых актов Союзного государства в области обороны, воинской службы и социальной защиты военнослужащих;
· разработан проект Концепции Основ законодательства Союзного государства о воинской обязанности и военной службе;
· совместной Коллегией одобрен проект Концепции Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе», который определяет основные этапы разработки Основ законодательства Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе».
С принятием в декабре 2001 года Военной доктрины Союзного государства на повестку дня стоит вопрос о создании военной организации Союзного государства.
Основными направлениями строительства военной организации Союзного государства являются:
Совершенствование и унификация нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил;
· унификация системы управления вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;
· техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа;
· создание системы подготовки военных кадров на основе согласованных программ;
· развитие и совершенствование объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;
· оптимизация систем военной науки и подготовки научных кадров, координация планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований.
Естественно, что эти направления двустороннего сотрудничества в той или иной степени уже стали предметом обсуждения экспертов оборонных ведомств и найдут отражение в решениях заседаний совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Анализ достигнутых результатов наглядно демонстрирует, какие реальные выгоды несет двустороннее военное сотрудничество оборонным ведомствам Беларуси и России, в тоже время следует признать, что перспективы его развития будут зависеть от глубины политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства.
Военно-промышленный комплекс Беларуси и России постоянно внедряет современные высокие технологии, которые без промедления находили применение на военной службе. Это касается не только производства новейших видов вооружения, но и основательной модернизации уже имеющейся техники. К примеру, Беларусь располагает сегодня значительным парком истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-27, оставшихся со времен существования СССР, а российские партнеры - крупнейшие оборонные предприятия - проводят комплексную программу улучшения их боевых характеристик. На крылатые машины устанавливаются самые последние разработки бортовые радиолокационные станции типа «Жук-М» и «Жук-МС». При выполнении такого варианта модернизации - эффективность применения самолетов повышается в 3-7 раз. Они становятся многофункциональными: значительные улучшения отмечаются в режимах атаки по воздушным целям, и вместе с тем МиГи получают принципиально новую возможность работать по наземным и надводным целям. Но и это еще не все - на самолеты монтируется новая система дозаправки в воздухе, позволяющая заливать топливо без потерь на более высоких скоростях.
Показательным примером прогрессивного экономического взаимодействия двух стран в оборонной сфере является созданная в феврале 2000 года межгосударственная финансово-промышленная группа «Оборонительные системы». Это единственная в СНГ вертикально-интегрированная структура, сформированная с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО на основе реально существующей кооперации и прямых производственно-технологических цепочек между российскими и белорусскими предприятиями. Одним из центральных проектов группы является программа модернизации широко известного лазерно-ракетного комплекса «Печора» в вариант «Печора-2М», позволяющий существенно расширить боевые возможности комплекса при более чем двукратном снижении расходов на его эксплуатацию. На территории Беларуси создан российско-белорусский центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники войск ПВО с участием предприятий группы. Не менее успешно развиваются связи и в области оптико-электронного оборудования. Реализован целый ряд контрактов на поставку в другие страны российской бронетехники, укомплектованной оптическими приборами производства БелОМО нового поколения.
Первостепенную роль играет организация оперативного обмена информацией в войсках группировки Союзного государства: необходимо поддержание и развитие единых стандартов радио и иных видов связи.
Важное значение имеет постоянное поддержание в состоянии боеготовности вооружения и военной техники, входящих в группировку соединений и частей (с учетом потенциальных и реальных угроз безопасности). К основным задачам совместного технического обеспечения группировки относится укомплектование войск вооружением, военной техникой и другими материальными средствами в соответствии со штатно-табельной потребностью, а также организация накопления, эшелонирования, содержания запасов и своевременного восполнения потерь и расхода ракет, боеприпасов и других материальных средств. Сюда же относится организация эксплуатации вооружения и военной техники в войсках, их поддержание в исправном состоянии и в готовности к применению, подготовка кадровых специалистов-техников, специальная подготовка личного состава. Готовятся Соглашения по тыловому и техническому обеспечению вооруженных сил Союзного государства. При развертывании подразделений группировки, их перемещениях, учениях и пр. немалая роль отводится обеспечению экологической безопасности, предупреждению природных и техногенных катастроф.
Железнодорожные пути сообщения считаются одним из важнейших элементов оперативного оборудования возможных театров военных действий. Совместная подпрограмма призвана определить единые подходы к организации технического прикрытия, восстановления и заграждения, железных дорог, а также содействовать осуществлению мер по созданию общего оборонного пространства Союзного государства. Ее главная цель - объединение усилий железнодорожных войск и транспортных ведомств Беларуси и России для организации устойчивого транспортного обеспечения боевой и мобилизационной деятельности региональной группировки сил Союзного государства.
Задачи программы:
1) формирование единой нормативно-правовой базы в области подготовки железных дорог в целях обороны и транспортного обеспечения деятельности региональной группировки:
• подготовка совместных предложений и документов по основным вопросам оборонной политики, решаемым железнодорожными войсками Беларуси и России
• проведение согласованных мероприятий в области технического прикрытия, восстановления, заграждения железных дорог
• скоростное строительство в военное и мирное время новых, повышение устойчивости (живучести) и пропускной способности действующих железнодорожных магистралей.
В распоряжении ж/д войск находится тяжелая техника для восстановительных работ, базирующаяся, как правило, неподалеку от проложенной трассы и готовая в любой момент приступить к ликвидации разрушений.
Проведен анализ опыта применения композиционных материалов в области строительства и восстановления железных дорог, определены основные материалы (используемые за рубежом, а также отечественные) и их свойства. В сферу интересов специалистов попали, в частности, долговечные шпалы из деревостекловолокна и тяжелонагруженные узлы трения подвижных составов, способные работать без смазки - здесь применены армированные полимерные и органические волоконные материалы. В обозримом будущем таким технологиям планируется дать «зеленый свет» на всей территории Союзного государства.
Сегодняшние процессы углубления сотрудничества Беларуси и России, их внешние и внутренние политические ориентиры, военная политика и пути ее реализации, экономические преобразования, направленность научных исследований и технических экспериментов - все это является приоритетным направлением работы иностранных технических разведок. Спецслужбы, согласно собранным данным, регулярно «интересуются» абсолютно всеми типами сведений, относящихся к государственной и военной тайне.
Особо важное значение приобретает защита национальных интересов в информационной сфере в связи с тем, что современные технологии дают возможность накапливать чрезвычайно крупные объемы хорошо организованной информации в компьютерных системах и сетях. Речь идет об электронных базах данных, каталогах и архивах государственных органов, учреждений, предприятий, организаций и фирм всех форм собственности. Высокий уровень развития современных технических средств доступа к любым информационно-вычислительным ресурсам создает реальную угрозу бесконтрольного получения (перехвата) техническими разведками охраняемых сведений. Существует возможность абсолютно незаметного для любого пользователя, подключенного к открытой сети Интернет, анализа и многоаспектной обработки накопленных им данных на расстоянии с «чужого» компьютера и мгновенной передачи их по нужному адресу.
Информационную инфраструктуру Союзного государства формируют телекоммуникационные и компьютерные сети и распределение базы данных и знаний. Для реализации плана мобилизационной подготовки экономик необходимо разработать отдельные так называемые годовые расчетные планы для Беларуси и России. Это система взаимосвязанных прогнозов и расчетов максимальных производственных возможностей, которые могут быть достигнуты предприятиями государств в военное время в течение года. Вместе с тем важно рассчитать и мобилизационные мощности - максимальный годовой выпуск продукции для нужд армии - в первую очередь - и гражданского населения после окончания «боевого» развертывания производства. Сюда же носятся все возможные энергоресурсы: электро- и тепловая энергия, вода, пар, сжатый воздух и пр.
Также следует точно определить и сформировать так называемый материальный резерв Союзного государства: запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд государств (в том числе объекты недвижимости, техника и транспортные средства, одежда и продуктовые резервы). Этот резерв должен использоваться при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при оказании поддержки различи отраслям экономики, при нарушен их снабжения всеми видами сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и продовольствия
В настоящее время предусмотрено реализовать систему программных мероприятий по следующим направлениям.
Формирование взаимоувязанной правовой и методической базы , разработка Положения о мобилизационной подготовке экономик, нормативных актов, определяющих направление, содержание, объемы и порядок проведения работ по всем вопросам подготовки.
Мобилизационное планирование. Разработка и согласование мобилизационных планов экономик Беларуси и России в части взаимных поставок вооружения и военной техники, вещевого имущества, продовольствия, сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий. Создание, сохранение и подготовка к использованию страхового фонда документации на продукцию, включаемую в мобилизационные планы.
Совершенствование системы управления в мирное и военное время. Разработка предложений по общим принципам управления подготовкой в мирное время, перевод экономики на работу в условиях военного времени, решение вопросов организации оперативного взаимодействия органов государственной власти и управления двух государств при различных вариантах развития обстановки.
Повышение устойчивости (живучести) объектов экономики . Сегодня готовность объектов оборонного комплекса к устойчивому функционированию в военное время не отвечает требованиям, вытекающим из изменений геостратегического положения Союзного государства и появления новых дальнобойных высокоточных видов оружия. При определенных условиях предприятия могут быть полностью разрушены в считанные минуты.
Технологическое обеспечение. Организация взаимных поставок недостающего оборудования, создание системы перераспределения в организациях и на предприятиях излишнего и неиспользуемого оборудования.
Проведение совместных научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) по вопросам мобилизационной политики.
Разработка предложений по совершенствованию организации и методологии мобилизационной политики . Научное сопровождение работ в области мобилизационных мероприятий. Научные обоснования оптимальных уровней мобилизационных мощностей и материальных резервов. Исследование и разработка методов, экономико-математических моделей и способов применения компьютерных технологий с целью автоматизации сбора и обработки информации.
Совместная подготовка и повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки.
Обеспечение перехода на единые учебные программы , использование существующей учебной базы для совместной подготовки и повышения квалификации.
Планирование и проведение совместных мероприятий. Обмен опытом и проведение консультаций, двусторонних совещаний, конференций с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь, семинаров, выставок, совместных штабных тренировок и учений. Обеспечение финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке экономик государств Союза, которые представляют взаимный интерес.
В конечном итоге реализация программы позволит обеспечить оптимальный уровень планирования, создания и сохранения мобилизационного потенциала экономик Беларуси и России и сократить нерациональные расходы.
[1] В ОДКБ завершили работу по созданию системы ПВО // www.vesti.ru/doc.html?id=1458608@tid=49354.
[2] Решение № 4 Высшего Совета Союза Беларуси и России «О Концепции совместной оборонной политики Беларуси и России» (Принято 22.01.1998).
[3] Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/.
[4] Бордюжа Н. Независимая газета 14 февраля 2005.
[5] Союзное вече. 19-25.11.2009.