НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

1.7 Оборонный и военно-технический аспекты становления и развития Союзного государства

Важнейшими принципами военного строительства для новой России, Союзного государства, которые прояснились в период военной реформы, являются: 1) принцип оборонной («разумной») достаточности; 2) принцип соответствия готовности и подготовки военной организации потребностям защиты национальной безопасности; 3) принцип рационального использования ресурсных возможностей страны для финансового и материально-технического обеспечения военной безопасности; 4) принцип законодательно-правового укрепления воинской деятельности; 5) принцип демократизации и гуманизации армейских отношений.

В складывающейся новой геополитической ситуации обеспечения военной безопасности существенное значение приобретает укрепление позиций нашей страны на пространстве СНГ. Очевидно, что важнейшая функция СНГ – геополитическая структуризация большей части постсоветского пространства. Возникшие независимые государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР оказались перед выбором – начать процесс формирования нового международного геополитического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.

Формирование международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно обусловлено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институциональных механизмов его организации. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран в значительной своей части входили в советскую элиту, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения или, в качестве биполярного лидера, принимала наработки других участников международного сообщества.

К настоящему моменту Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность большинства государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество – «зонтичная организация», выполняющая функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР, выработки взаимоприемлемых «правил игры». Если Содружество и не оправдало ожиданий, то только чрезвычайно завышенных.

Очевидно, что процесс «форматирования», создания «клубов по интересам» – это процесс объективный. Нормальное функционирование любой региональной организации или интеграционного объединения, в том числе и СНГ, предполагает наличие механизмов реагирования на угрозы и вызовы военно-силового характера. Современным адекватным ответом на них является координация политики в области обороны и безопасности.

Особое место во внешней политике нашей страны занимает сотрудничество и взаимодействие с нашими ближайшими соседями - странами СНГ. В сфере обеспечения национальной и военной безопасности наиболее перспективным представляется сотрудничества с государствами-членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация представляет собой - военно-политический союз, созданный в 2002 году на основе Договора о коллективной безопасности, подписного в Ташкенте в 2002 году и вступившего в силу в 1994 году. В настоящее время в ОДКБ входят шесть государств: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Организация важна для укрепления стратегических позиций Российской Федерации в Центральной Азии, в том числе и воздушно-космической сфере. На территории государств-участников ОДКБ находится, арендуемый у Казахстана российский космодром Байконур, а в Киргизии российская военно-воздушная база, расположенная в районе города Кант.

В ОДКБ завершили работу над проектом соглашения о создании Единой системы противовоздушной обороны Центрально-азиатского региона (ЦАР) коллективной безопасности. Документом предусмотрено, что стороны создают систему ПВО в регионе, которая будет составной частью единой системы противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Система создается в целях совместной охраны внешней границы в воздушном пространстве. В ее состав войдет часть сил и средств ПВО государств региона, которые будут действовать по единому плану.

Перечень органов и пунктов управления, соединений и воинских частей, выделяемых в состав региональной системы ПВО, утвердят министры обороны государств региона после вступления соглашения в силу. Возглавит систему командующий, назначаемый Советом коллективной безопасности - высшим органом ОДКБ, членами которого являются главы государств-членов организации, по представлению совета министров обороны ОДКБ из числа командующих ПВО (ПВО и ВВС), сил воздушной обороны одной из сторон[1]. Итак, можно сделать вывод, что деятельность ОДКБ является весьма перспективна для укрепления военной безопасности Российской Федерации как в военно-космическом, так и в военно-воздушном измерении.

Воздушно-космическая оборона – это не отдельный род войск, а система политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер, проводимых на государственном уровне с целью подготовки и ведения военных действий в воздушном пространстве Российской Федерации и в ближайшем космосе.

Нельзя рассматривать систему ВКО России как нечто вспомогательное, не имеющее четкой структуры и своего командования с широкими полномочиями.

Система ВКО – это объединение в одну систему более высокого уровня относительно самостоятельных организационно (в настоящее время), но реально взаимодействующих друг с другом в решении оборонительных задач борьбы с воздушно-космическим противником систем, целенаправленное и последовательное повышение их интеграции и сбалансированности в интересах более эффективного решения задачи ВКО.

В рамках Единой системы ПВО СНГ началось формирование региональных зон ПВО – восточно-европейской (Россия и Белоруссия), кавказской (Россия и Армения) и центрально-азиатской (Россия и Казахстан). Планируется создать Единую космическую систему, которая совместно с модернизированными и новыми РЛС системы ПРН позволит своевременно отслеживать информацию о воздушных, гиперзвуковых и космических целях не только над территорией России, странами СНГ, но и над другими регионами мира.

Особо следует выделить значимость ВКО как фактора сдерживания агрессии. Главную роль, конечно же, играют стратегические ядерные силы (СЯС). Но сами СЯС нуждаются как в защите от упреждающего разоружающего удара СВКН агрессоров по ним, так и в информационном обеспечении их действий. Вывести ВКН из-под такого удара, защитить и обеспечить информацией их действия может только единая информационно-огневая система ВКО, созданная не в одном из видов ВС (ВВС) или не в двух (ВВС и КВ) «по совместительству», а в масштабе государства. Только она способна решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара и, прежде всего СЯС, при воздушно-космическом нападении. Сегодня это ясно не только ученым-теоретикам и войсковым практикам, но и просто реально мыслящим гражданам России.

Программа строительства ВКО должна позволить создать в России эшелонированную систему противовоздушной и противоракетной обороны, а в последующем – единую систему воздушно-космической обороны. При создании системы ВКО нельзя забывать, что важной составляющей, наряду с СПРН, ПРО и ПКО, должна быть ПВО по уничтожению ВТО при безъядерном ведении боевых действий, т.е. уничтожение крылатых ракет, носителей управляемых ракет и бомб, беспилотных летательных аппаратов

На современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации систему ВКО надо строить как межвидовую, привлекая к решению задач ВКО все силы и средства, имеющиеся в видах и родах войск ВС и способные решать эту задачу. Реализация предложенных предложений позволит создать в Российской Федерации эшелонированную систему противовоздушной и противоракетной обороны, а в последующем – единую систему воздушно-космической обороны и обеспечить эффективное ее развитие в будущем.

Сегодня с уверенностью можно говорить, что система защи­ты границ наших государств успеш­но функционирует. Создана право­вая основа отношений в сфере обес­печения безопасности, не имеющая аналогов. Принята военная доктри­на - Концепция совместной обо­ронной политики [2]. С 2000 года функционирует региональная груп­пировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, где под единым командованием и по единым планам осуществляется бо­евое дежурство и проводятся воен­ные учения.

Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного госу­дарства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обо­роны Республики Беларусь и Рос­сийской Федерации (ЕРС ПВО) утвердил Президент Беларуси. Беларусь расположена в центре Европы, поэтому с каждым годом возрастает роль воздушного пространства республики в Европейском регионе.

Через Белоруссию проходит 55 международных воздушных трасс общей протяженностью свыше 25 тысяч километров. Через воздушное пространство Беларуси проходят маршруты более 925 авиакомпаний мира из 91 государства. Ежегодно осуществляется свыше 180 тысяч авиарейсов, более 87 % из которых транзитные [3].

Вообще транзитный потенци­ал Беларуси необходимо рассмат­ривать в тесной увязке с процес­сом союзного строительства. Около 80 % грузов, следующих транзитом через Бела­русь, предназначено для России или вывозится оттуда. Особенно велика роль белорусского тран­зита в снабжении всем необходи­мым Калининградской области. Через белорусское воздушное пространство ежегодно пролета­ют десятки тысяч самолетов, и более трети из них — российские. Три четверти транзитных грузов, которые перевозит Белорусская железная дорога, также следуют из России или в нее.

Наконец, практически поло­вина экспортных поставок россий­ской нефти в Европу и около 20 % природного газа также прокачивается через Беларусь.

Получается, что если сегодня сконцентрировать финансовые и организационные усилия по со­зданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры Союзного государства и управ­лять транспортными потоками с применением современных теле­коммуникационных и информационных технологий, то Союзное государство имеет все шансы реализовать свое уникальное геогра­фическое положение в качестве транзитного моста между Евро­пой и Азией.

Необходимо создание единого евразийского пространства безопасности[4]. Должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами – СНГ, ШОС, ОДКБ и другими.

Новая система создает военно-политические условия для повыше­ния надежности охраны и защиты западных границ Союзного госу­дарства, а также качества контроля за соблюдением правил использо­вания воздушного пространства Беларуси и России в регионе. Силы и средства ПВО применяются по единому замыслу и плану. Согла­шение позволит также оснащать войска и силы ЕРС ПВО вооруже­нием и военной техникой на основе единой военно-технической поли­тики, вырабатывать единые требования к их боевой готовности и вы­учке, организации оперативной и боевой подготовки. В угрожаемый период и в военное время часть сил и средств ЕРС ПВО будет приме­няться в составе региональной группировки войск (сил) Республи­ки Беларусь и Российской Федера­ции.

На ЕРС ПВО возлагается нес­колько задач. Это не только контроль и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве, но и, в частности, принуждение воздушных судов, вы­полняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекраще­нию нарушений. Возможно и пресе­чение таких полетов. Также среди задач системы – оказание помощи воздушным судам при возникнове­нии форс-мажорных ситуаций. Соглашением предусматривается и совместная подготовка специалистов в вузах Беларуси и России.

Уже не один год министерства обороны двух стран занимаются формирова­нием эффективного механизма зашиты Союзного государства, совершенствова­нием деятельности Региональной группировки войск, повышая уровень боевой подготовки, планируя совместный оборонный заказ, унифицируя законодатель­ство стран в области обороны, военной службы и социальной зашиты военнос­лужащих. Регулярно проводятся совместные командно-штабные и тактические учения. К примеру, соединения и части войск ПВО Республики Беларусь тради­ционно участвуют в тактических учениях с боевыми стрельбами на российском полигоне «Ашулук».

Крупномасштабные учения стали в стране нормой. Они проводились каждый год: последовали «Неман 2001», «Березина-2002». «Чистое небо-20.03», «Щит Отечества-2004». Кроме того, в рамках созданной в начале 2000-х годов 300-тысячной российско-белорусской западной региональной группировки войск были проведены маневры «Стратегическая магистраль-2003». «Союзная безопасность-2004» и «Щит Союза-2005». После завершения реформы в 2005 г. подобные «игры» стали проводиться раз в два года, причем, как правило, с участием немалого количества российских поиск.

В интересах проверки текущего состояния РГВ (С) было спланиро­вано и проведено с 18 по 29 сентяб­ря 2009 года оперативно-стратеги­ческое учение «Запад-2009», кото­рое явилось логическим завершени­ем подготовки РГВ (С) в 2009 году. Столь масштабное совместное уче­ние проведено впервые за последние несколько десятилетий. Впервые практически было отработано при­менение РГВ (С) в единой системе стратегических действий в случае развязывания против Союзного го­сударства крупномасштабной агрес­сии. Такой подход отвечает интере­сам как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что механизм обес­печения коллективной безопаснос­ти в рамках ОДКБ уже переведен в практическую плоскость.

«Щит Союза-2011» является логическим продолжением совме­стных российско-белорусских ме­роприятий по обеспечению бое­способности региональной груп­пировки войск (сил), созданной в 2000 году и ставшей катализато­ром развития военной составляю­щей системы коллективной безопасности ОДКБ.

В маневрах «Щит Союза-2011» было задействовано порядка 12 тысяч военнослужащих, в том чис­ле белорусских - около 5 тысяч, российских - 7 тысяч, около 50 са­молетов и вертолетов, более 100 танков, 280 бронированных ма­шин, зенитно-ракетные комплексы С-300, «Бук», «Оса», «Тунгуска», «Стрела-10», «Игла», системы зал­пового огня «Смерч» и др.

Среди особенностей этих уче­ний участие курсантов Военной академии Беларуси и военного фа­культета БГУиР.

Параллельно с учениями «Щит Союза» проходи­ли учения ОДКБ «Центр-2011», в ходе которых отрабатывались воп­росы, связанные с Коллективными силами оперативного реагирования и Коллективными силами быстрого развертывания. С белорусской сто­роны в этих учениях принимали участие офицеры, которые были за­действованы в органах управления. Также в маневрах «Центр-2011» участвовали Казахстан, Кыргыз­стан, Таджикистан и Армения.

На заседании Совета безопаснос­ти Республики Беларусь 15 декабря 2008 года Президент Беларуси зая­вил, что Беларусь выступает за строительство новой архитектуры евро­пейской безопасности, учитываю­щей интересы государства. «Между­народное право уже не может защи­тить суверенитет и территориаль­ную целостность государства, не об­ладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно приз­нается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики», – сказал Прези­дент Республики Беларусь[5]. Белорус­ский лидер также отметил, что важ­нейшим направлением укрепления национальной безопасности являет­ся участие страны в международных системах безопасности: Организа­ции Договора о коллективной безо­пасности, а также в создании едино­го оборонного пространства с Рос­сийской Федерацией.

Необходимо создавать новую систему безопасности, не только европейской, но и центрально-азиатской – эта мысль приобретает все большую поддержку как в ряде го­сударств – членов ОДКБ, так и в со­седних с ними странах. Государства­ми - членами ОДКБ уже проделана огромная работа по формированию политики безопасности и самой сис­темы региональной безопасности. Вместе с тем еще недостаточно от­работаны механизмы обеспечения безопасности, механизмы совмест­ных действий в кризисных ситуаци­ях, нормативно-правовые акты, на которые мы должны опираться в рамках существующих договоров, правильное сочетание региональ­ных, национальных и международ­ных интересов.

Сегодня весьма актуально сто­ит вопрос о необходимости обеспе­чить безопасность Союзного госу­дарства, которое Президент России назвал «интеграционным ядром» СНГ, и создать условия для посту­пательного и неуклонного сближе­ния всех стран Содружества. Осо­бая роль в решении этой истори­ческой миссии принадлежит наро­дам Беларуси и России. Следует безотлагательно, на основе объек­тивного анализа и всесторонней экспертной оценки угрозообразующих факторов исследовать их гене­зис, источники, динамику развития обстановки и выработать адекват­ную ситуации комплексную систе­му обеспечения безопасности Со­юзного государства. При этом ос­новные усилия надо сконцентриро­вать на укреплении региональной безопасности, для чего необходимо выработать и последовательно претворять в политической прак­тике меры по развитию отношений с государствами постсоветского пространства.

Целесообразно рассмотреть вопрос о создании координационного совета (возможно, на базе Союзов ветеранов ВС РФ и республики Беларусь) для продолжения интеграционных процессов в рамках создаваемого Союзного государства.

Создать и реализовать новый жизнеспособный механизм отношений между армиями СНГ по обеспечению проведения согласованной военной политики между странами Содружества, координировать действия по структурной перестройке военных доктрин государств СНГ.

Среди вырабо­тки предложений для укрепления международной безопасности Со­юзного государства – снижение рисков для наших стран от потенциальных опасностей участники встречи предложили бо­лее активно реализовывать принцип предотвращения, используя накопленный международными структу­рами опыт превентивной дипломатии, применять опыт работы дол­госрочных миссий и Верховного комиссариата ОБСЕ по делам нацио­нальных меньшинств. Такой под­ход, в отличие от традиционного реагирования на уже проявившиеся угрозы, представляет перспектив­ное направление политики и прак­тики обеспечения международной безопасности.

Без пристального внимания не ос­тается ни одного направления международной безопасности Союзного государства: согласованная антинаркотическая политика и обеспе­чение информационной безопас­ности, приграничное сотрудничест­во, финансовая, технологическая, продовольственная, транспортная и другие виды безопасности.

Правовой основой взаимодействия двух стран в области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности являются Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений.

В рамках реализации программ в области обороны проводится:

1) совершенствование оперативного оборудования территории Российской Федерации и Республики Беларусь в интересах подготовки и применения региональной группировки войск (сил) Республики Бела­русь и Российской Федерации;

2) объединение усилий железнодорожных войск и транспортных ведомств Беларуси и России для решения вопросов устойчивого транспортного обеспечения боевой и мобилизационной готовности региональной группировки войск (сил) вооруженных сил Беларуси и России;

3) решаются задачи по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федера­ции в интересах военной безопасности Беларуси и России.

До 2008 года в рамках отдельной союзной программы осуществлялось обучение военнослужащих Министерства обороны Республики Беларусь в вузах Министерства обороны Российской Федерации. За 1998-2008 годы для Вооруженных сил Республики Беларусь в 34 вузах Министерства обороны Российской Федерации подготовлено 842 военных специалиста. Про­грамма успешно завершена.

Реализация программ и мероприятий в области обороны позволяет:

1) повысить возможности аэродромов по базированию авиации; увеличить емкость арсеналов и складов; улучшить условия хранения ракет, а также горючих и смазочных материалов, других материальных средств; увеличить объем и повысить качество оказываемой медицинской помощи;

2) объединить возможности Министерства транспорта Российской Феде­рации, Белорусской железной дороги и железнодорожных войск, входящих в состав региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - РГВ), для выполнения комплекса мероприятий по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта региона в целях обеспечения мобилизационной подготовки отраслей экономики Союзного государства.

Разработан механизм осуществления взаимодействия между Пограничной службой ФСБ России и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь. Реализована программа «Обустройство внешней гра­ницы Союзного государства на период 2002-2006 годов». Проводимая рабо­та в рамках Программы стала очередным шагом в борьбе с трансграничной преступностью. Достигнуто существенное продвижение в создании еди­ных стандартов охраны государственных границ, их обустройства, развития межгосударственных отношений в области обеспечения безопасности внеш­ней границы Союзного государства. Она явилась первым этапом программы «Обеспечения пограничной безопасности Союзного государства на период до 2015 года», а также составной частью «Комплекса основных мероприя­тий по реализации Концепции безопасности Союзного государства».

Выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов пограничной инфраструктуры позволило значительно улучшить бытовые условия военнослужащих, существенно повысить качество выполняемой ими оперативно-служебной деятельности по охране государственной грани­цы, а также сформировать новую и развить существующую инфраструктуру пограничных войск Республики Беларусь.

В 1998 году была принята Концепция совместной оборонной политики, а в 2001-м утверждена Во­енная доктрина Союзного государства. Эти документы стали правовой основой для создания региональной группировки войск Беларуси и России. Ее задача – защита передовых рубежей Союзного государства на западном направлении от воз­можной военной угрозы. И здесь уже много сделано.

В ноябре 2001 г. президентом А. Лукашенко утверждена Концепция строительства Воо­руженных сил до 2010 года. В 2005 году утверж­дена Государственная программа вооружений на 2006-2015 годы.

Белорусские предприятия участвуют в выполнении государственного оборонного заказа РФ. Но необходимо развивать и другие формы взаимодействия в этой области, такие как соз­дание совместных предприятий по разработке, производству вооружения и военной техники, а также сервисных центров по их обслуживанию, ремонту, модернизации.

Мероприятия международного военного сотрудничества в данной области проводились в рамках деятельности по формированию проекта Предложений по разработке программы Союзного государства, предусматривающей развитие и реализацию положений Основ функционирования военной организации Союзного государства и реализации мероприятий Программы военно-научного сотрудничества министерств обороны Беларуси и России.

В ходе реализации союзной программы «Обустройство внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годы». В интересах военной безопас­ности реализовано более 20 специ­альных союзных программ и мероприятий. В рамках их исполне­ния более 800 военнослужащих и руководящих составов воинских частей России и Беларуси прошли обучение и подготовку, в том числе и по дефицитным воинским специ­альностям.

По вопросам сближения и унификации законодательства в области обороны, военной службы и социальной защиты военнослужащих были предприняты следующие шаги:

Разработан перечень первоочередных нормативных правовых актов Союзного государства в области обороны, воинской службы и социальной защиты военнослужащих;

· разработан проект Концепции Основ законодательства Союзного государства о воинской обязанности и военной службе;

· совместной Коллегией одобрен проект Концепции Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе», который определяет основные этапы разработки Основ законодательства Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе».

С принятием в декабре 2001 года Военной доктрины Союзного государства на повестку дня стоит вопрос о создании военной организации Союзного государства.

Основными направлениями строительства военной организации Союзного государства являются:

Совершенствование и унификация нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил;

· унификация системы управления вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;

· техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа;

· создание системы подготовки военных кадров на основе согласованных программ;

· развитие и совершенствование объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;

· оптимизация систем военной науки и подготовки научных кадров, координация планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований.

Естественно, что эти направления двустороннего сотрудничества в той или иной степени уже стали предметом обсуждения экспертов оборонных ведомств и найдут отражение в решениях заседаний совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.

Анализ достигнутых результатов наглядно демонстрирует, какие реальные выгоды несет двустороннее военное сотрудничество оборонным ведомствам Беларуси и России, в тоже время следует признать, что перспективы его развития будут зависеть от глубины политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства.

Военно-промышленный комплекс Беларуси и России посто­янно внедряет современные высокие технологии, которые без промедления находили применение на военной служ­бе. Это касается не только производства новейших видов вооружения, но и основательной модернизации уже имею­щейся техники. К примеру, Беларусь располагает сегодня значительным парком истребителей МиГ-29 и бомбардиров­щиков Су-27, оставшихся со времен существования СССР, а российские партнеры - крупнейшие оборонные предпри­ятия - проводят комплексную программу улучшения их боевых характеристик. На крылатые машины устанавли­ваются самые последние разработки бортовые радиоло­кационные станции типа «Жук-М» и «Жук-МС». При вы­полнении такого варианта модернизации - эффективность применения самолетов повышается в 3-7 раз. Они стано­вятся многофункциональными: значительные улучшения отмечаются в режимах атаки по воздушным целям, и вме­сте с тем МиГи получают принципиально новую возмож­ность работать по наземным и надводным целям. Но и это еще не все - на самолеты монтируется новая система до­заправки в воздухе, позволяющая заливать топливо без потерь на более высоких скоростях.

Показательным примером прогрессивного экономическо­го взаимодействия двух стран в оборонной сфере являет­ся созданная в феврале 2000 года межгосударственная финансово-промышленная группа «Оборонительные сис­темы». Это единственная в СНГ вертикально-интегриро­ванная структура, сформированная с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО на основе ре­ально существующей кооперации и прямых производствен­но-технологических цепочек между российскими и бело­русскими предприятиями. Одним из центральных проек­тов группы является программа модернизации широко известного лазерно-ракетного комплекса «Печора» в ва­риант «Печора-2М», позволяющий существенно расши­рить боевые возможности комплекса при более чем дву­кратном снижении расходов на его эксплуатацию. На территории Беларуси создан российско-белорусский центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта во­оружения и военной техники войск ПВО с участием пред­приятий группы. Не менее успешно развиваются связи и в области оптико-электронного оборудования. Реализован целый ряд кон­трактов на поставку в другие страны российской броне­техники, укомплектованной оптическими приборами про­изводства БелОМО нового поколения.

Первостепенную роль играет организация оперативного обмена информацией в войсках группировки Союзного государства: необходи­мо поддержание и развитие единых стандартов радио и иных видов связи.

Важное значение имеет постоянное поддержание в со­стоянии боеготовности вооружения и военной техники, входящих в группировку соединений и частей (с учетом потенциальных и реальных угроз безопасности). К ос­новным задачам совместного технического обеспечения группировки относится укомплектование войск воору­жением, военной техникой и другими материальными средствами в соответствии со штатно-табельной потребностью, а также организация накопления, эшелониро­вания, содержания запасов и своевременного воспол­нения потерь и расхода ракет, боеприпасов и других материальных средств. Сюда же относится организация эксплуатации вооружения и военной техники в войсках, их поддержание в исправном состоянии и в готовности к применению, подготовка кадровых специалистов-тех­ников, специальная подготовка личного состава. Гото­вятся Соглашения по тыловому и техническому обеспе­чению вооруженных сил Союзного государства. При развертывании подразделений группировки, их перемещениях, учениях и пр. немалая роль отводится обеспечению экологической безопасности, предуп­реждению природных и техногенных катастроф.

Железнодорожные пути сообщения счита­ются одним из важнейших элементов оперативного обору­дования возможных театров военных действий. Совместная подпрограмма призвана определить единые подходы к организации технического прикрытия, восстановления и заграждения, железных дорог, а также содействовать осуществле­нию мер по созданию общего оборонного пространства Со­юзного государства. Ее главная цель - объединение усилий железнодорожных войск и транспортных ведомств Белару­си и России для организации устойчивого транспортного обес­печения боевой и мобилизационной деятельности региональ­ной группировки сил Союзного государства.

Задачи программы:

1) формирование единой нормативно-правовой базы в области подготовки железных дорог в целях оборо­ны и транспортного обеспечения деятельности регио­нальной группировки:

• подготовка совместных предложений и документов по основным вопросам оборонной политики, решае­мым железнодорожными войсками Беларуси и России

• проведение согласованных мероприятий в области технического прикрытия, восстановления, загражде­ния железных дорог

• скоростное строительство в военное и мирное вре­мя новых, повышение устойчивости (живучести) и про­пускной способности действующих железнодорожных магистралей.

В распоряжении ж/д войск находится тяжелая техника для восстановительных работ, базирующаяся, как правило, неподалеку от проложенной трассы и готовая в любой момент приступить к ликвида­ции разрушений.

Проведен анализ опыта применения композиционных ма­териалов в области строительства и восстановления желез­ных дорог, определены основные материалы (используемые за рубежом, а также отечественные) и их свойства. В сфе­ру интересов специалистов попали, в частности, долговеч­ные шпалы из деревостекловолокна и тяжелонагруженные узлы трения подвижных составов, способные работать без смазки - здесь применены армированные полимерные и органические волоконные материалы. В обозримом буду­щем таким технологиям планируется дать «зеленый свет» на всей территории Союзного государства.

Сегодняшние процессы углубления сотрудничества Беларуси и России, их внешние и внутренние полити­ческие ориентиры, военная поли­тика и пути ее реализации, экономи­ческие преобразования, направлен­ность научных исследований и тех­нических экспериментов - все это является приоритетным направле­нием работы иностранных техничес­ких разведок. Спецслужбы, соглас­но собранным данным, регулярно «интересуются» абсолютно всеми типами сведений, относящихся к государственной и военной тайне.

Особо важное значение приобретает защита на­циональных интересов в информационной сфере в связи с тем, что современные технологии дают возможность накапливать чрезвычайно крупные объемы хоро­шо организованной информации в компьютерных системах и сетях. Речь идет об электронных базах дан­ных, каталогах и архивах государ­ственных органов, учреждений, предприятий, организаций и фирм всех форм собственности. Высокий уровень развития современных тех­нических средств доступа к любым информационно-вычислительным ресурсам создает реальную угрозу бесконтрольного получения (пере­хвата) техническими разведками охраняемых сведений. Существует возможность абсолютно незаметно­го для любого пользователя, под­ключенного к открытой сети Интер­нет, анализа и многоаспектной об­работки накопленных им данных на расстоянии с «чужого» компьютера и мгновенной передачи их по нуж­ному адресу.

Информационную инфраструктуру Союзного государства формируют телекоммуникационные и компьютер­ные сети и распределение базы дан­ных и знаний. Для реализации плана мобилизаци­онной подготовки экономик необхо­димо разработать отдельные так на­зываемые годовые расчетные планы для Беларуси и России. Это система взаимосвязанных прогнозов и расчетов максимальных производственных возможностей, которые могут быть достигнуты предприятиями государств в военное время в течение года. Вместе с тем важно рассчитать и мобилизационные мощности - максимальный годовой выпуск продукции для нужд армии - в первую очередь - и гражданского населения после окончания «боевого» развертывания производства. Сюда же носятся все возможные энергоресурсы: электро- и тепловая энергия, вода, пар, сжатый воздух и пр.

Также следует точно определить и сформировать так называемый материальный резерв Союзного государства: запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд государств (в том числе объекты недвижимости, техника и транспортные средства, одежда и продуктовые резервы). Этот резерв должен использоваться при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при оказании поддержки различи отраслям экономики, при нарушен их снабжения всеми видами сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и продовольствия

В настоящее время предусмотрено реализовать систему программных мероприятий по следующим направлениям.

Формирование взаимоувязанной правовой и методической базы , разработка Положения о мобилизационной подготовке экономик, нормативных актов, определяющих направление, содержание, объемы и порядок проведения работ по всем вопросам подготовки.

Мобилизационное планирование. Разработка и согласование мобилизационных планов эко­номик Беларуси и России в части взаимных поставок воо­ружения и военной техники, вещевого имущества, продовольствия, сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий. Создание, сохранение и подготовка к использо­ванию страхового фонда документации на продукцию, включаемую в мобилизационные планы.

Совершенствование системы управления в мирное и военное время. Разработка предложений по общим принципам управле­ния подготовкой в мирное время, перевод экономики на работу в условиях военного времени, решение вопросов организации оперативного взаимодействия органов государственной власти и управления двух государств при различных вариантах развития обстановки.

Повышение устойчивости (живучести) объектов экономики . Сегодня готовность объектов оборонного комплекса к устойчивому функционированию в военное время не от­вечает требованиям, вытекающим из изменений гео­стратегического положения Союзного государства и появления новых дальнобойных высокоточных видов оружия. При определенных условиях предприятия мо­гут быть полностью разрушены в считанные минуты.

Технологическое обеспечение. Организация взаимных поставок недостающего обору­дования, создание системы перераспределения в организациях и на предприятиях излишнего и неиспользуе­мого оборудования.

Проведение совместных научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) по вопросам мобилизационной политики.

Разработка предложений по совершенствованию организации и методологии мобилизационной полити­ки . Научное сопровождение работ в области мобили­зационных мероприятий. Научные обоснования опти­мальных уровней мобилизационных мощностей и ма­териальных резервов. Исследование и разработка методов, экономико-математических моделей и спо­собов применения компьютерных технологий с целью автоматизации сбора и обработки информации.

Совместная подготовка и повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки.

Обеспечение перехода на единые учебные программы , использование существующей учебной базы для совмест­ной подготовки и повышения квалификации.

Планирование и проведение совместных мероприятий. Обмен опытом и проведение консультаций, двусторонних совещаний, конференций с участием заинтересован­ных министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь, семинаров, выставок, совместных штабных тренировок и учений. Обеспечение финанси­рования мероприятий по мобилизационной подготовке экономик государств Союза, которые представляют взаимный интерес.

В конечном итоге реализация программы позволит обес­печить оптимальный уровень планирования, создания и сохранения мобилизационного потенциала экономик Бе­ларуси и России и сократить нерациональные расходы.



[1] В ОДКБ завершили работу по созданию системы ПВО // www.vesti.ru/doc.html?id=1458608@tid=49354.

[2] Решение № 4 Высшего Совета Союза Беларуси и России «О Концепции совместной оборонной политики Беларуси и России» (Принято 22.01.1998).

[3] Электронный ресурс. Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/.

[4] Бордюжа Н. Независимая газета 14 февраля 2005.

[5] Союзное вече. 19-25.11.2009.