НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

4.1 Нормативно-правовое обеспечение основ сотрудничества евразийской интеграции

Председатель Ассоциации Юристов России, Председатель Счетной Палаты, С.В. Степашин отмечает, что на современном этапе особую актуальность международного сотрудничества стран Европейско-Азиатского региона имеют задачи для формирования эффективной структуры взаимодействия. Этим объясняется предложенная ассоциацией программа проведения первой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса с участием представителей госорганов, науки, бизнеса, международных организаций, наших коллег по ЕврАзЭС. В современных условиях всё большую роль начинает играть расширение традиционных границ регионального сотрудничества. Создаются предпосылки оформления все более масштабных планов. Последние годы данная тенденция начинает проявляться в Европейско-Азиатском регионе, где складывается всё более тесное и со всё большей степенью влияющее на развитие глобальных процессов экономическое и политическое сотрудничество, требующее тщательной проработки правовых форм и юридических конструкций своей организации.

Сегодня основные ориентиры, которые намечаются Европейско-азиатской регионализацией, еще не оформились окончательно. Однако, учитывая продвижение процессов Европейско- и Южно-Азиатской интеграции экономического развития России, Китая, Индии, а теперь можно смело говорить и Казахстана. Серьезные и позитивные изменения в некоторых других государствах - партнерах России по ЕврАзЭС, можно с уверенностью ожидать, что развитие этих государств также окажет серьезное влияние на правовые модели и формы регионального сотрудничества, формирования перспективы единого Европейско-Азиатского правового пространства.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин, затрагивая вопросы интеграции России, отметил: «Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ, а в более широком плане и на всем Евразийском пространстве, надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС и в ШОС». При этом Президент России подчеркнул особое значение экономического взаимодействия в вопросе обеспечения безопасности. Отсюда вполне уместно говорить о возникновении в современном мире не только глобального экономического или политического, но и правового пространства. В связи с этим перед юристами ведущих стран встает принципиально новый уникальный по историческому масштабу и сложности класс задач, законы требуют эффективных координаций соответствующих исследований и разработок, поиска адекватных форм консолидации профессиональных и интеллектуальных ресурсов.

В процессе глобализации все большую роль начинает играть расширение традиционных границ регионального сотрудничества. В последние годы данная тенденция начинает проявляться в границах Европейско-Азиатского региона, где складывается все более тесное экономическое и политическое сотрудничество, требующее тщательной проработки правовых форм и юридической конструкции своей организации. Выбор конкретных тем и направлений работы опирается на анализ текущих практик регионального и глобального сотрудничества в современном мире. Необходимость и форма данного сотрудничества продиктованы, прежде всего, насущными экономическими потребностями. Так по данным Всемирной Торговой Организации рост объемов мировой торговли только в 2006 году составил около 7%. Этот процесс сопровождается интернационализацией производства и существенным увеличением доли внешнеторговых экономических связей, функционированием ВТО и применением системы правового регулирования, созданной по результатам Уругвайского раунда переговоров. А также развитие институтов Евросоюза, Евразийского Экономического Сообщества, других институтов и международных организаций создают новые реалии для развития экономической деятельности и ее правового обеспечения, унификации национального законодательства. Тем более, что принцип унификации и гармонизации национального законодательства с общепринятыми международными нормами полностью согласуется с основными положениями нашей Конституции (ст.15) и отражает современные реалии глобализации экономики, стремление России стать полноправным членом Мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.

В тоже время глобализация несет определенные, если не угрозы, то проблемы и сложности, в качестве основной - это проявление экстремизма и терроризма. Современные причины этих явлений лежат в катастрофическом ослаблении нравственных начал в отношениях между людьми, государственными и межгосударственными институтами, нетерпимостью и амбициозностью так называемых устроителей нового мирового порядка, претензиях отдельных личностей и даже государств, переделке ценой человечества по своему образу и подобию. Анализ причин терроризма позволяет нам говорить о том, что современный терроризм, сохраняя свою историческую наследственность, является совершенно иным, который имел место в далеком и не очень далеком прошлом. Он проходит свое перерождение, в условиях глобализации отражая негативные стороны последнего. В этом не сложно убедиться, если взглянуть хотя бы на основные признаки глобализации, я с вашего позволения на некоторых из них остановлюсь.

Прежде всего, экономическая интеграция, инициируемая не только интересами транснациональных корпораций, но и современными закономерностями развития человеческой цивилизации, к которым относится выход транснациональных корпораций за пределы госграниц, попытка вытеснения политической деятельности государств в пользу политики Мирового Экономического Сообщества, претендующего на статус всемирного гражданского общества.

Ставшая, к сожалению уже привычной, дифференциация современного мира на сектора. Первый мир: наиболее продвинутые экономические страны (США, страны ЕЭС, Япония); второй мир, это догоняющие страны: Индия, Россия (кто кого догоняет, ещё большой вопрос); и третий мир: страны, обреченные на отставание.

Интеграция не только экономическая, но и политическая, культурологическая, информационная, правовая, военно-полицейская, трансформация различных религий в единое целое, либо их отмирание вообще под натиском новой всеобщей мировой идеологии, полностью экономических и политических признаков. Можно отметить общепризнанность лидирующего мирового центра глобализма в лице США и его ближайших союзников, наличие организационных структур, к которым можно отнести ООН, Совет Европы, МВЭФ, НАТО и другие, в определенной степени обслуживающих управленческие задачи, обусловленные процессом глобализации.

Возрастание числа межправительственных, межрегиональных, региональных, субрегиональных организаций, созревание условий для перехода к коренной новой технологии, возникающего начала совмещений информационных и электронных начал, реальность перехода от постиндустриального общества, информационного производства, численный рост и всевозрастающая активность различных уровней международных общественных организаций и их взаимодействие с общественными организациями национальных государств, необратимость дальнейшего развития всемирной информационной сети, возрастание зависимости от нее национальных информационных центров. Признаки, которые отражают состояние военно-террористической, экологической безопасности, это наличие многоточечных террористических угроз со стороны мирового политико-криминального интернационала, что позволяет сказать, что терроризм, это одна из негативных сторон глобализма. Нарастание опасности совершения высоко-технологических террористических актов, ускоренная надвигающаяся опасность всемирной экологической катастрофы и возрастающая угроза гуманитарной катастрофы, инициирующая консолидацию усилий не просто многих, а всей цивилизации.

Реальность и масштабность угроз человеческой цивилизации со стороны интернациональных преступных сообществ. Современное международное право последние десятилетия из традиционного мирного разрешения конфликтов между государствами, все более превращается в средства оправдания использования силы регрессивным аппаратом системы глобального управления. Таким образом, играет роль идеологического института, обосновывающего легитимность применения насилия в международных отношениях. В особенности это касается так называемых международных стандартов в области прав человека, которые начинают выполнять функцию ограничения государственного суверенитета, превращаясь в право не столько в международное государственное, сколько в надгосударственное, которое несет в себе зачатки формирующегося глобального права.

Всемирная декларация прав человека была во многом, инспирирована гуманными побуждениями, не допустить в будущем повторения тех преступлений, которые были совершены во время Второй мировой войны, многие правда об этом забыли. Тем не менее, права человека, не смотря на многие позитивные моменты, присущие их доктрине за последние десятилетия были серьезно дискредитированы из-за агрессивного навязывания их со стороны Запада тем цивилизациям, которые не хотят принимать их в каких-либо отдельных аспектах, а также агрессивного манипулирования ими в практике так называемых гуманитарных интервенций, когда в действиях стран первого мира, очевидно, присутствует геополитическая мотивация с целью усилить свою доминирующую позицию в мире. Права человека демократией защищаются при этом избирательно в зонах стратегических стран-лидеров. Таким образом, негативные результаты процессов глобализации очевидны. В этой связи возникает вопрос, как преодолеть эти отрицательные последствия. Представляется, что именно право, прежде всего, международное, способно стать основой нового более справедливого мирового порядка. Новый порядок призван воплотить идею единства человечества и опираться на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия и индивидуальности участников. Именно это может создать условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием человечества, включая обеспечение мира и безопасности в устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры.

Проведение Европейско-Азиатского правового конгресса при участии представителей государственных органов, общественных организаций, деловых кругов, стран-участниц ЕврАзЭС бесспорно наполнит новым содержанием межгосударственное взаимодействие в сфере обеспечения безопасности экономики. Создание новых механизмов противодействия терроризму и экстремизму, преодоление проявлений регионального сепаратизма, поможет найти отвечающие национальным интересам формы сотрудничества при формировании единого правового пространства, будет помогать нам и способствовать экономической безопасности стран участниц ЕврАзЭС.

Реальная интеграция Европейско-Азиатского региона невозможна без дальнейшего насыщения институциональной сети сотрудничества. Европейско-Азиатский правовой конгресс, это еще один элемент этой институциональной сети, которая скрепляет страны региона в особое правовое сообщество. Как уже не раз говорилось в силу объективных обстоятельств международные организации, которые возникают на Европейско-Азиатском пространстве, сфокусированы главным образом на двух направлениях сотрудничества: безопасность и экономика. Даже эти два направления представляют для юристов огромный простор для деятельности. Хотелось бы отметить еще один аспект: как известно для того, чтобы конструкция прочно стояла необходимо иметь не две, а как минимум три точки опоры, поэтому в последнее время все активнее звучат предложения о дополнении пространства Европейско-азиатского сотрудничества третьим гуманитарным измерением. В этом измерении могут существовать самые разные проекты, начиная от развития народной дипломатии, культурных обменов, интеграции научных потенциалов и организации гуманитарной помощи гражданам тех стран, которые пострадали от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов.

Кроме того, было подписано соглашение между правительствами государств членов ШОС о сотрудничестве в области образования о создании под эгидой ШОС единого образовательного центра начался обмен студентами и так далее. Очевидно, что вопросы гуманитарного сотрудничества требуют правовой проработки и поддержки не меньше, чем вопросы экономической интеграции.

Таким образом, это поле деятельности, не только для юристов-международников и специалистов в сфере международного частного права, но и для представителей многих других отраслей юридической науки. Таким образом, необходимость создания научной и образовательной организации, которая бы занималась проблемами ШОС и Европейско-Азиатской интеграции в целом, очевидна. Но пока нет четкого понимания, как это реализовать на практике. Сделать университет ШОС распределенным в пространстве, есть такое понятие, по типу парижской Сорбонны, которая, не едина, а состоит из десятков университетов. Что конкретно имеется в виду: в странах-участницах ШОС на существующей базе могут быть созданы университетские центры, которые все вместе и составят Международный университет ШОС.