АВ 2010г. Выпуск 8 Законодательное обеспечение реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (первые итоги и перспективы)


I. Выступления участников парламентских слушаний
    (стенограмма выступлений)

    Борзова О.Г. Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья.
              Уважаемые коллеги! Добрый день!
              Позвольте мне от имени Комитета по охране здоровья сердечно приветствовать вас на наших парламентских слушаниях, которые посвящены, по мнению комитета, очень важной и актуальной проблеме - проблеме демографической политики в Российской Федерации.
              Инициатором проведения этих слушаний выступил академик РАМН Герасименко Н.Ф., который очень много занимается проблемами демографии. Сегодня, наверное, впервые мы должны будем  обсудить  первый этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации.
              В 2010 году завершается первый этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
     В результате проведения активной демографической политики на федеральном и региональном уровнях существенно улучшилась демографическая ситуация, произошли положительные изменения ряда показателей здоровья населения. По предварительным данным, ожидаемая продолжительность жизни в 2009 году увеличилась до 69 лет. По сравнению с 2007 годом, в 2009 году коэффициент рождаемости на 1 тыс. населения увеличился с 11,3 до 12,4; коэффициент смертности снизился с 14,6 до 14,2; коэффициент естественной убыли сократился с 3,3 до 1,8.
             Большое влияние на улучшение целевых показателей оказали мероприятия, проводимые в рамках приоритетного национального проекта Здоровье . Получили развитие профилактическое направление и диспансеризация работающих граждан как основа раннего выявления заболеваний, предотвращения инвалидности и преждевременной смертности населения. В 2009 году на реализацию проекта Здоровье было выделено 148,3 млрд. рублей, в 2010 году запланировано 144,4 млрд. рублей.
             Последовательные меры по обеспечению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным, реализация программы Родовый сертификат , развитие перинатальных технологий, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства способствуют росту рождаемости, стабильному снижению материнской и младенческой смертности. В 2009 году родилось более 1 млн. 764 тыс. детей, что на 154 тыс. детей больше, чем в 2007 году. Доля вторых и третьих рождений увеличилась до 45%.
              Я с удовлетворением хочу сказать как педиатр о значительном снижении показателей младенческой смертности. Мы 20 лет назад только мечтать могли о таком показателе, как менее 9 на 1000 родившихся живыми.
             Уважаемые коллеги!
                В Комитете мы много дискутируем о том, как добиться существенного снижения смертности от преждевременных причин.
              Снижение смертности населения от предотвратимых причин остается в числе главных и сложных задач в деле обеспечения положительной динамики демографических показателей. Проект Здоровье был расширен за счет новых программ по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, онкологическим больным, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
             Результатом реализации программы по сосудистым заболеваниям в 24 субъектах РФ стало снижение смертности от болезней системы кровообращения в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 7,5%.
             Одной из острейших социально-экономических и демографических проблем остаётся дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в ДТП на территории России погибает примерно 35 тыс. человек и получают травмы различной степени тяжести более 250 тыс. человек. Практически в 70% случаев смерть пострадавших наступает непосредственно на месте совершения ДТП или на пути следования в медицинские учреждения.
             В каждом пятом случае ДТП можно избежать смертельного исхода при соответствующей подготовке участников дорожного движения по оказанию первой помощи пострадавшим. Недавно Государственной Думой был принят Федеральный закон 267-ФЗ. Этим Законом внесены уточнения в 13 законодательных актов по вопросам оказания первой помощи, дано понятие первой помощи , обозначены категории лиц, которые должны ее оказывать, закреплена обязательность специальной подготовки для этих лиц по единым программам и правилам. Реализация Закона будет способствовать дальнейшему улучшению показателей дорожного травматизма и сбережению человеческих жизней.
             В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев особо подчеркнул необходимость создания мотиваций и условий для здорового образа жизни. В настоящее время в Комитете по охране здоровья разработана новая редакция ФЗ Об ограничении потребления табака . Сейчас законопроект проходит доработку перед внесением в Государственную Думу.
             В 2009 году депутаты Государственной Думы активно выступили за незамедлительное решение проблемы запрещения распространения курительных смесей. Вопрос был поддержан фракцией Единая Россия и в декабре 2009 года  был урегулирован совместно с Правительством РФ. В настоящее время обсуждаются законопроекты, направленные на ограничение потребления алкогольной продукции и пива.
             Для эффективного исполнения плана мероприятий по реализации второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года мы будем рекомендовать Правительству Российской Федерации подготовить проект федерального закона О государственных гарантиях поддержки семей с детьми и ряд других законопроектов, затрагивающих эту сферу. Необходимо ускорить принятие Национальной стратегии против табака, а также разработать меры по профилактике алкоголизма, табакокурения и распространения наркотиков.
           Для закрепления в долгосрочной перспективе положительных демографических тенденций мы предлагаем федеральным органам исполнительной власти решить целый комплекс вопросов, который вынесен на обсуждение участниками парламентских слушаний.
         Уважаемые коллеги, мы очень будем рады услышать сегодня от вас, что нужно сделать, чтобы наше общество стало здоровым, чтобы в нем сформировались и заняли достойное место ценности  семьи, воспитания, рождения детей. Очень хотелось бы, чтобы субъекты Российской Федерации поделились своими наработками, которых, судя по обращениям в наш комитет, немало. Очень хотелось бы услышать ваши предложения касательно федеральной законодательной базы. Что вам видится, какие пробелы мы должны ликвидировать или над чем должны поработать. Поэтому я хотела бы пожелать плодотворной и творческой работы, и с вашего позволения начать реализовывать нашу повестку дня.
          Предоставляю слово Виталию Фёдоровичу Колбанову, директору Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России.
              Колбанов В.Ф. Спасибо, Ольга Георгиевна.
               Вы рассказали практически всё. Действительно, Комитет по охране здоровья очень глубоко понимает демографические проблемы и очень активно в этой работе участвует.
               Хочу подчеркнуть, что демографическая проблема как проблема комплексная, затрагивает деятельность практически всех институтов государственной власти. Активно работают над этими проблемами практически все комитеты Государственной Думы. Огромная им за это признательность. Почему? Я сейчас вам подробнее расскажу.
              Уже три года реализуется Концепция демографической политики   Российской Федерации, которая рассчитана на период до 2025 года. Она утверждена указом Президента. Утверждён был и план мероприятий по ее реализации на первый этап. Сейчас мы готовим план мероприятий на второй этап. Напомню, что Концепция разбила действия в демографической сфере на три этапа.
               Первый этап - это 2007-2010 годы. В этом году заканчивается.
               Второй этап начинается с 2011 года и заканчивается в 2015 году.
               Третий этап - 2016-2025 годы.
               Первый этап должен был решить и решил самую тяжёлую, пожалуй, проблему. Проблему прекращения убыли населения России, проблему низкой рождаемости и очень высокой смертности. Насколько решил, я вам сейчас приведу несколько цифр, и мы с вами вместе просто подумаем, насколько это всё действительно оптимально или нет.
               Итак, начиная со второй половины первого десятилетия этого века, мы начали иметь весьма позитивные процессы в росте рождаемости.
              2004 год. У нас родились 1 миллион 480 тысяч детей. Прошлый год -    1 миллион 764 тысячи детей. Прирост почти на 20 процентов за три года. Напомню, что за предыдущие 7 лет прирост составил только 15 процентов.
               Смертность. В 2006 году в стране умерли 2 миллиона 167 тысяч человек, в прошлом году 2 миллиона 14 тысяч. Снижение на 4,2 процента.
     Это хорошо, но ещё очень далеко до идеальных показателей, которые мы хотели бы иметь. Напомню, что в 60-е годы в Советском Союзе на территории Российской Федерации умерли всего 890 тысяч человек, а в 80-е годы 1 миллион 600 тысяч человек. То есть резервы в этой части ещё огромные. И неслучайно в Концепции поставлена задача добиться смертности к 2025 году примерно на уровне 1 миллион 200 - 1 миллион 300 тысяч человек в год. Именно поэтому Ольга Георгиевна обратила внимание на проблемы снижения смертности. Дальше я на этом остановлюсь более подробно.
               Было уже сказано о показателе ожидаемой продолжительности жизни, который за три года увеличился на 2,4 года. Вы знаете, по-моему, ни одна страна мира такой динамики не демонстрирует.
            Суммарный коэффициент рождаемости, то есть сколько детей рождается одной женщиной, в 2006 году был 1,3. Этот год по оценке - 1,56. Динамика тоже совершенно удивительная. 20 процентов прироста за три года.
               Факторов здесь много, конечно же. Главный фактор - это общее улучшение социально-экономической ситуации в России, которое происходило  до 2009 года, когда  кризис нам немного это дело  подпортил.
    Второй фактор - это благоприятные для рождаемости сдвиги в демографическом половозрастном составе населения. И третий, самый главный фактор, это то, что мы вместе с вами приняли Концепцию демографической политики и начали активно, очень активно её реализовывать.
               Некоторые скептики говорят, что вот эти все демографические показатели, особенно в части рождаемости связаны с тем, что половозрастная структура такая была хорошая. Учёные посчитали, что изменение половозрастной структуры повлияло на рост рождаемости за эти три года всего на 8-9 процентов. Больше, чем 90 процентов идёт только за счёт мероприятий по реализации демографической политики.
               Мероприятия вы все, конечно, прекрасно знаете, прекрасно помните. Очень сильный блок мероприятий был связан с материальным стимулированием рождаемости. Напомню, это существенные, почти в 4 раза, повышения пособий по уходу за ребёнком до полутора лет, введение системы индексаций  детских пособий, введение пособий для женщин, которые не работали. Это введение принципиально новых видов пособий и выплат, главным из которых является, конечно же, материнский семейный капитал, эффект от которого был действительно, пожалуй, наиболее яркий, наиболее весомый в демографической программе.
               Это введение новых пособий для  беременных жён военнослужащих, для молодых матерей - жен контрактников. Это увеличение пособий при передаче ребенка в приемную семью, это введение компенсационных выплат в детских садах. Это и моральное стимулирование введением Ордена родительской славы.
              Есть и ещё один немаловажный фактор, который, безусловно, является заслугой активной работы Комитета по охране здоровья. Речь идет о программе "Родовый сертификат". Она финансируется за счет средств  Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые передаются Фонду социального страхования РФ и из него идут на пополнение материально-технической базы учреждений родовспоможения. Это принципиально новая схема, абсолютно новая система, которая позволила практически в два раза (официальную статистику привожу) сократить объём платных услуг в учреждениях родовспоможения.
             Думаю, что объём теневых платных услуг ещё больше сократился, потому что государство стало активно помогать женщинам оплачивать роды.
              Среди мер материального характера, которые вводятся с этого года, -резкое увеличение максимального размера пособий по беременности и родам, а также пособия по больничным.
               Вы знаете новую систему социального страхования, она позволила хорошо поднять потолок выплат пособий по беременности и родам, и по безработице, и по временной нетрудоспособности.
              В этом году был применен принципиально новый механизм материальной поддержки семей, связанный с кризисом. Суть его в том, что, во-первых, разрешили материнский капитал использовать на единовременные выплаты женщинам. 1,3 миллиона женщин, имеющих нескольких детей, воспользовались этой мерой. И также разрешили досрочно материнский капитал распаковать на погашение ипотечных кредитов. Почти 100 тысяч семей воспользовались этой мерой.
              Поскольку мы находимся в Комитете по охране здоровья, я бы хотел обратить внимание особое на приоритетный национальный проект "Здоровье". Ольга Георгиевна здесь сказала о том, что пилотные проекты по снижению смертности от сосудистых заболеваний, от  ДТП дали эффект, которого, я думаю, не ожидали многие наши специалисты. Приведу буквально несколько цифр. Снижение смертности за год по Российской Федерации от сердечно-сосудистых заболеваний произошло на 4,6 процента, а в пилотных регионах: Ивановская область - на 11,6 процента, Воронежская область - на 11,3 процента, Башкортостан - на 10,6 процента. В разы отличается эффективность новой системы организации помощи больным с сосудистыми заболеваниями от того, как это действует в целом по стране.
               Что касается ДТП, то в целом по России снижение на 12,7 процента. В  регионах же, где работает пилотный проект картина такая: Вологодская область - снижение на 30 процентов, Санкт-Петербург - на 29 процентов, Владимирская область - 28 процентов. Разница в разы, как вы видите.
    Но такой резкий отрыв, не везде, есть пилотные регионы, где показатели близки к среднероссийским. Это, видимо, связано с тем, что пилотные проекты  там начали работать или немножечко медленнее или немножечко не так энергично.
               Пилотный проект в онкологии. В целом по России мы имели в 2009 году рост смертности от онкологических заболеваний. А в Пензенской области снижение почти на 5 процентов, в Тюменской области -2,5 процента, в Белгородской области - 2 процента снижения.
              Коллеги, я хочу вам в связи с этим доложить здесь о том, что мы хотим сделать в первую очередь на втором этапе, который начнется с 2011 по 2015 год.
               Результаты пилотных проектов, о которых мы говорили, очень близки к тем параметрам, которые мы хотели бы обеспечить на втором этапе реализации Концепции демографической политики на период до 2015 года. Мы посчитали, что для того, чтобы нам выйти на те параметры, о которых я вам говорил, нам надо  снижать смертность ежегодно примерно на пять процентов, а от сосудистых заболеваний, которые составляют 80 процентов смертей, ещё более высокими темпами. Именно поэтому мы первой задачей в сфере здравоохранения на предстоящий этап ставим снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний и от внешних причин.
               Мы хотим, чтобы эксперимент достаточно быстрыми темпами распространялся по всей территории России и в конечном счёте позволил бы к 2015 году полностью перейти на новую систему организации помощи больным с этими типами заболеваний. Мы хотели бы приступить уже с этого года к реорганизации системы скорой медицинской помощи. Её роль и значение огромные, вы знаете прекрасно, больные прежде всего обращаются туда, и поэтому это наша вторая задача.
             Сложнейшей задачей является сокращение младенческой смертности с учётом того, что мы должны с 2012 года перейти к выхаживанию новорождённых с экстремально низкой массой тела. Здесь мы намерены ввести программу перинатальной диагностики.
               Следующий элемент, который будет под особым вниманием второго этапа, - элемент укрепления репродуктивного здоровья населения. Уже практически принято решение о расширенной диспансеризации детей подросткового возраста. Также важнейшим элементом второго этапа является развитие системы вакцинации населения. Подробно на этом останавливаться не буду, я думаю, вы почитаете соответствующие материалы, наверное, в выступлениях здесь коллеги и участники слушаний расскажут.
               Хочу ещё обратить внимание на один принципиально новый проект, который мы хотели бы запустить с 2011 года. Это проект с условным названием "Здоровье на производстве". Чем больше изучаешь эту проблему, тем страшнее становится. К великому сожалению, у нас практически полностью прекратила эффективную работу система профпатологии. Производство в погоне за экономическими показателями практически в максимальной степени к сегодняшнему моменту избавилось от своей социальной инфраструктуры, в том числе и от здравоохранения. Очень много проблем чисто идеологического, теоретического плана с определением, что такое профессиональный риск, что такое несчастный случай на производстве, что такое травмы и так далее. Наверное, вы прекрасно знаете, что статистика по этому поводу в первоисточниках зачастую закрывается просто-напросто, не показывается. И здесь мы с вами имеем очень тяжёлую картину со здоровьем населения. Если вы читали о результатах диспансеризации работающего населения (в отчётах о нацпроектах эти вещи пишутся), то они, скажу вам откровенно, просто очень печальные. Здоровье населения, в том числе вследствие того, что прекратили следить за ситуацией с оздоровлением людей на производстве, откровенно ухудшилось. Вот это проект, который мы хотели бы запустить с 2011 года, и сейчас ведём его активную проработку.
              Уважаемые участники парламентских слушаний!
              Важнейшим элементом второго этапа будет активное развёртывание программ формирования здорового образа жизни. Вы уже видели телевизионные ролики, радио-ролики, вы видели рекламу, которая даже у некоторых людей вызывает просто, знаете, ёжики на теле. Я имею в виду рекламу, показывающую ребёнка, у которого сигарета в спине. Это, по-моему, уже перебор совершеннейший. Да? Во всяком случае, действительно стали активно давить на такие вещи, как борьба с табакокурением. Мы намерены активно предпринимать действия, связанные с ратификацией Конвенции ООН.
               У нас с этого года будет активно запущена антиалкогольная программа. Основные элементы её тоже вам известны.
               И, безусловно, мы хотели бы уже в достаточно близкой перспективе утвердить программу, концепцию развития здорового питания.
          Прекрасно понимаю, что здоровое питание - это в принципе дело каждого человека в семье. Для кого-то здоровое питание - шоколадка, для кого-то здоровое питание - это зелень. Но, во всяком случае, мы хотели бы, чтобы общественный сектор, а это, прежде всего, больницы, школы, армия, исправительные учреждения, они имели рационы питания здоровые, полезные и действительно позволяющие вести достаточно нормальный образ жизни.
          Вот коротко, коллеги, что я вам хотел рассказать о наших планах на будущее. И, конечно, благодарю вас за внимание и надеюсь, что наши планы найдут ваше понимание. Спасибо.
         Борзова О.Г. Виталий Фёдорович, большое вам спасибо.
          Уважаемые коллеги, я хотела бы предоставить слово начальнику Управления визовой и регистрационной работы ФМС России, генерал-майору милиции Аксёнову Александру Анатольевичу.
          Аксёнов А.А. Спасибо!
               Федеральная миграционная служба, как и большинство федеральных органов исполнительной власти, принимает, если так это можно назвать, и активное, а не только пассивное участие, в решении тех проблем, которые сегодня мы здесь обсуждаем на парламентских слушаниях.
         В этой связи хотелось бы остановиться на нескольких вещах. В последние годы вопрос эффективного управления миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического развития государства, обеспечения национальной безопасности страны, прав и свобод человека и гражданина стал одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. В настоящее время стратегический курс Российской Федерации в сфере миграции направлен на стабилизацию общей численности населения, содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны и реализацию её национальных и геополитических интересов.
          Одной из особенностей геополитического положения Российской Федерации является то, что она находится на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских, арабских, африканских стран, в том числе и стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой,  а также из среднеазиатских и закавказских республик Содружества Независимых Государств в развитые западноевропейские и скандинавские государства - в США и Канаду.
         Динамика въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезда за последние несколько лет остаётся стабильной. По данным нашей Государственной информационной системы миграционного учёта, за последние два года наблюдается устойчивое, стабильное количество иностранцев, въезжающих в Российскую Федерацию. Оно не превышает 15 миллионов ежегодно. Я беру количество непосредственно иностранцев. Это люди, которые въехали на территорию Российской Федерации. Причём большинство из них (или значительная доля) - это граждане государств бывшего Советского Союза. В основном они прибывают с территории Украины (это 22 процента от общего количества въезжающих в Россию), Узбекистана (11 процентов), Казахстана (11 процентов), Таджикистана (7,3) и Молдовы (5,4).
          Следует отметить, что потребность Российской Федерации в притоке людей, переселяющихся из других стран, продолжает оставаться весьма высокой. Именно такие люди являются определённым потенциалом в решении проблемы пополнения населения.
               Миграционный прирост населения в последние годы стабильно увеличивается, и в 2009 году он достиг 101 процента. По данным Всесоюзной переписи населения, которая была в 2002 году, в Российской Федерации проживает 145 миллионов человек. В то же время по пессимистическому прогнозу, который делается отдельными представителями демографической науки, предположительно численность населения без значительного роста или притока будет значительно уменьшаться. Поэтому, безусловно, не может не учитываться то количество мигрантов, которые въезжают на территорию Российской Федерации. Поскольку, как уже было сказано, основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность в первую очередь трудоспособного населения. Из общего количества умерших (те данные, которыми я располагаю) почти треть составляют граждане трудоспособного возраста. Из них около 80 процентов - это мужчины. Как уже было также сказано, не отвечает должному уровню и рост рождаемости. В этой связи существующую тенденцию демографического и социально-экономического развития страны предопределяет актуальность миграционной проблематики для России и необходимость проведения взвешенной государственной политики в области миграции, адекватной интересам государства.
          Несколько слов о трудовой миграции. География трудовой миграции в Российской Федерации по-прежнему широка и охватывает более 100 стран мира. Однако более чем четыре пятых из общего количества иностранцев, въезжающих в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, представляют восемь государств СНГ, с которыми Российская Федерация имеет безвизовой режим въезда. По данным Центра миграционных исследований, показатели среднемесячной зарплаты в Российской Федерации в два раза и более превышают аналогичные показатели на Украине, в Азербайджане, Армении, в три раза - в Молдавии, в пять раз в Киргизии, в 11 раз в Таджикистане. При этом по уровню валового внутреннего продукта на душу населения Россия более, чем в 2 и более раз превосходит Азербайджан, Армению и более чем в пятикратном - Молдавию, Узбекистан, Киргизию, почти в 7,5 раз Таджикистан.
          В 2009 году правительством была сокращена квота на выдачу разрешений на работу иностранных граждан и лицам без гражданства. Если брать прошлогодний 2009 год, то следует отметить, что квота составила после сокращения  1,9 миллиона. Она была исчерпана только на 80 процентов. Принимая соответствующие меры, базирующиеся на действующем законодательстве, Федеральная миграционная служба обеспечивает условия пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных работников на территории страны, чтобы, с одной стороны, не создавать напряжённость на рынке труда и гарантировать приоритетное право российских граждан на труд. А, с другой стороны, реально добиваться, чтобы каждый иностранный гражданин мог трудиться у тех работодателей, которые, соответственно, являются законопослушными и добросовестно исполняют требования миграционного законодательства, обеспечивают  работнику нормальные условия труда и быта.
          В 2009 году, как я уже говорил, было оформлено 1,4 миллиона разрешений на работу. По сравнению с прошлым годом сокращение произошло практически на треть. То есть 2008 год был показательным в этом отношении. Безусловно, процессы, происходящие в мировом сообществе, и последствия мирового кризиса, безусловно, затрагивают и непосредственно Российскую Федерацию. Иностранным работникам, прибывшим в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, было оформлено менее 4 тысяч разрешений на работу. При этом необходимо отметить, что Федеральная миграционная служба при оформлении и выдаче разрешений на работу использует два этапа рассмотрения подобного рода обращений. То есть, изначально наше законодательство даёт возможность иностранному гражданину находиться на территории Российской Федерации до 90 дней, и продление пребывания его на территории Российской Федерации осуществляется в случае оформления разрешительных документов, в том числе и на работу.
               Поэтому первоначально мы оформляем разрешения на работу  до 90 дней, и после поиска или нахождения непосредственно работодателя, который документально подтверждает  факт приёма к себе на работу и заключение трудовых отношений, оформляется разрешение на работу, которое действительно до окончания календарного года.
              Так вот, от общего количества иностранцев, которые обратились изначально после приезда на территорию Российской Федерации, только 43 процента находят работодателя и оформляют дальнейшие разрешительные документы.
              В Российской Федерации, несмотря на отмечаемые, как я уже сказал, в последние годы сложности на рынке труда, снижение темпов экономического развития, высвобождение  трудовых ресурсов, существуют долгосрочные проблемные тенденции демографического развития, а также вопросы обеспечения национальных и геополитических интересов, требующих  выработки  последовательных  решений в области миграционной политики.
              Вместе с тем, как хотелось бы отметить, и такое мнение бытует не только среди  представителей Федеральной миграционной службы, а также и российских демографов, что на сегодняшний день отказ от привлечения иностранной рабочей силы и ориентация исключительно на собственные трудовые ресурсы в условиях резкого сокращения численности последних  представляется весьма проблематичным, и за счёт непосредственно  отечественных трудовых ресурсов невозможно компенсировать потребности в трудовом населении.
              Одним из факторов,  который способствует  восполнению трудовых ресурсов,  является государственная программа по переселению соотечественников на территорию Российской Федерации. Она была принята несколько лет назад Указом Президента Российской Федерации, и в настоящее время осуществляется её реализация. В 2009 году было принято 24 тысячи анкет у потенциальных участников этой государственной программы. Всего с момента  утверждения этой программы Указом Президента на территорию Российской Федерации приняли решение переселиться только 60 тысяч 306 человек.
              К сожалению, не способствует дальнейшей реализации указанной программы то, что  в ней участвуют не все регионы Российской Федерации. Со стороны органов исполнительной власти не до конца ещё осознаётся необходимость и потребность  реализации этой программы. Ныне она реализуется в 20 субъектах Российской Федерации, на начальном этапе таких субъектов было 10. В 2010 году планируется расширить количество еще на 14 субъектов.
              Как я уже сказал, география государств, из которых в Российскую Федерацию в рамках  и на условиях государственной программы готовы приехать соотечественники,  очень обширна. Это не только граждане обладающие миграционным потенциалом государств-участников Содружества Независимых Государств, но и жители благополучной Германии, Бельгии, Великобритании, Израиля и США. Наибольшее количество лиц, заявивших  желание стать участником программы, зарегистрировано  в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Молдавии, на Украине.
              Большую часть, до 60 процентов всех участников государственной программы, составляют женщины трудоспособного возраста, имеющие высшее, неоконченное высшее образование.
              По национальному составу участники государственной программы в основном разделятся следующим образом: это русские - 63 процента, украинцы - 7 процентов, армяне - 5 процентов, таджики - 2, немцы - 3, татары - 3, узбеки - 2,  остальные ещё меньше.
              Позволю себе остановиться на нескольких вопросах о гражданстве Российской Федерации, потому что Федеральная миграционная служба совместно с другими органами признана рассматривать и осуществлять необходимые мероприятия для  приобретения иностранными гражданами российского гражданства. Ежегодный прирост иностранных граждан, которые оформляют гражданство, не превышает   400 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Такое количество ежегодно пополняет Российскую Федерацию в качестве новых сограждан.
               Вместе с тем одним из факторов, способствовавших упрощённому приобретению гражданства была  существовавшая в действующем Законе "О гражданстве" статья, позволявшая гражданам бывшего Советского Союза, прибывшим в Российскую Федерацию в целях переселения (основание), приобретать в упрощённом порядке гражданство Российской Федерации. К сожалению, эта норма прекратила своё существование с 1 июля 2009 года. И, по нашим прогнозам, конечно, ежегодный прирост лиц, которые будут приобретать гражданство, сократится.
               Федеральная миграционная служба в рамках задач, поставленных руководством страны о создании приоритетов для въезда на территорию Российской Федерации, работает над совершенствованием нашего законодательства.
                  Среди других, одна из приоритетных задач, как я уже сказал, - это создание преференций для высококвалифицированных специалистов, иностранных специалистов, которые въезжают на территорию Российской Федерации. И в этой связи мы внесли вместе с рядом федеральных органов исполнительной власти на рассмотрение проект федерального закона (он уже прошёл первое чтение), которым создаются значительные преференции для иностранных специалистов, въезжающих в Российскую Федерацию. В том числе, это отказ от квотирования их разрешений на работу. Это создание преференций для осуществления не только трудовой деятельности, но и оседания в Российской Федерации. В частности, упрощается процедура получения ими разрешительных документов для работы и проживания. Минуется институт разрешения на временное проживание. Они получают сразу вид на жительство. Тем самым уже делается предпосылка для возможного приобретения российского гражданства.
              И последнее. Хотелось бы сказать о том, что на сегодняшний день также одним из возможных источников пополнения народонаселения страны является институт временного проживания на территории Российской Федерации, который на сегодняшний день даёт иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность въехать на территорию Российской Федерации и получить право на достаточно длительное проживание на территории Российской Федерации. К сожалению, для того, чтобы реализовать этот институт, существует институт квотирования, который позволяет правительству как бы регулировать ту долю иностранцев, которые въедут и получат здесь разрешение на временное проживание.
     Борзова О.Г. Спасибо, Александр Анатольевич.
               Уважаемые коллеги, с особым удовольствием хочу предоставить слово первому заместителю председателя Комитета по охране здоровья, академику РАМН Герасименко Николаю Фёдоровичу.
              Пожалуйста, Николай Фёдорович.
               Герасименко Н.Ф. Спасибо, Ольга Георгиевна.
               Я, в первую очередь, хотел бы поблагодарить депутатов, которые сюда пришли, и которым даже не хватило места в президиуме, представителей регионов,  всех, кого эта тема демографии затрагивает.
               Почему мы решили провести парламентские слушания именно сейчас? Виталий Фёдорович уже говорил об этапности в реализации Концепции. Первый этап заканчивается в 2010 году. В 2009 году впервые (и вы все об этом слышали) в августе рождаемость превысила смертность. По итогам года (впервые опять же с 90-х годов) перестала наблюдаться депопуляция населения. Но (надо сразу же говорить "но") - это с учётом миграции. Без миграции, естественно, минус 243 тысячи. И важный вопрос стоит: каким путём идти, что дальше делать?
              Есть два пути поведения. Один путь оптимистические заявления и пессимистические  выводы.
              А второй путь, может быть, пессимистические заявления, но получить оптимистический результат. То есть надо предвидеть, в этом и есть и наука, и управление, надо знать тренды, надо знать прогнозы.
              Вот перспективы того, что обрисовал комитет ООН по демографии: в совсем недалеком 2015 году, он прогнозирует в России 137 миллионов жителей. И от нас будет зависеть, я имею в виду государство, сбудется этот прогноз или не сбудется. Мы, в крайнем случае, всё стараемся сделать, чтобы этот прогноз не сбылся.
             В свое время был составлен прогноз развития численности населения Российской Федерации на 1995-2025 годы по трем сценариям - оптимистическому, среднему и пессимистическому. В 2010 году мы не идем даже на средний, 142 почти с половиной миллиона. Мы где-то занимаем среднее между пессимистическим и средним вариантом.
                Чтобы что-то говорить, нужно всегда сравнивать с предыдущими годами, с другими странами и так далее.
              У нас ожидаемая продолжительность жизни идёт по рецессивному типу. То есть, обратите внимание, продолжительность жизни и общая, и мужчин в 1964 году, в 1986 году выше, чем сейчас. То есть в те годы она была выше, то есть у нас огромный резерв, об этом уже говорилось, для увеличения продолжительности жизни.
               Мы сейчас на подъеме по итогам 2009 года. Первый месяц 2010 года -  январь - уже показывает снижение серьёзное рождаемости - 11 на тысячу и увеличение смертности 14,6 процентов, а не 14,2. Суммарно разница где-то получается 42 тысячи только за один январь.
              И когда мы говорим, что мы уже достигли и решили проблему, это в научном плане нельзя говорить, потому что говорить о стойкой тенденции можно лишь по результатам нескольких лет. По итогам одного года очень трудно говорить, что мы решили все проблемы по демографии.
              Показатель ожидаемой продолжительности жизни: Россия, старые страны Евросоюза и новые страны Евросоюза. Общая продолжительность жизни сейчас у нас составляет  69 лет и отстаёт от европейского на 12 лет. Особенно, конечно, об этом говорят все исследования, в России самое тяжелое - это смертность мужчин трудоспособного возраста. 30 процентов всех смертей у нас - это смертность в трудоспособном возрасте.
            Динамика родившихся. Возьмём границу 2 миллиона, об этой уже цифре говорили. От чего у нас рождаемость выросла? Три причины.
               Одна из них - это синдром эха. Эхо 85-90-х годов, когда рождалось 2 миллиона 300 тысяч, плюс политика, которая проводится ныне по  сертификатам,  материнскому капиталу и так далее. Это тоже сказывается на улучшении демографической ситуации. И общее понимание, что нужно увеличивать рождаемость. И рост пошёл. Он уже, так сказать, серьёзный рост, но что будет дальше, когда будут вступать поколения 90-х годов, а их родилось почти в 2 раза меньше? То есть, фактическое количество женщин просто не даст возможности обеспечивать такую же рождаемость.
               Что касается умерших. Мы говорили, в 1960 году умирало 886 тысяч, в 1985 году 1 миллион 625 тысяч умирало в России. Сейчас идёт снижение числа умерших по сравнению, допустим, с 2003-2005 годами, когда умирало 2 миллиона 300 тысяч,  примерно на 300 тысяч. Это очень много. Это действительно огромный заслуженный показатель за такой короткий период, но я бы здесь не говорил, что это только решение силами здравоохранения. Известно, что от здравоохранения смертность зависит примерно на 15 процентов.
             Начиная с 2006 года, очень серьёзно повлияло на снижение смертности и увеличение рождаемости снижение потребления алкоголя, поскольку тогда ввели закон о государственном регулировании алкогольной продукции, увеличили уставной капитал, ввели лицензионные марки. И почти целый квартал алкоголь вообще не поступал на рынок. Именно тогда зафиксировали снижение смертности. При этом смертность идёт прежде всего в таких категориях как ДТП, убийства, самоубийства, отравления. Во многом это связано с алкоголем.
               Да, действительно, на снижение смертности от ДТП  подействовало улучшение работы автодорожных служб, развитие дорожной медицины; на снижение смертности от сосудистых причин - развитие сердечно - сосудистых центров, региональных сосудистых центров, но нельзя упускать из виду, что в основе всех снижений, (а так было, например и в  Польше, и в других странах высокого потребления алкоголя)- и это именно очень важно - снижение потребления алкоголя.
              Вот смертность, опять же. До 90-х годов Россия мало чем отличалась по смертности и от старых, и от новых членов Евросоюза. И вот с 1992 года у нас резко произошло движение по смертности вперёд.
               Структура тоже прекрасно известна. На первом месте сердечно-сосудистые заболевания. Опять хочу сказать, что в 80-х годах у нас показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний практически не отличались от Франции, Португалии. Сейчас они увеличились почти в 2,5 раза.
              Важно также обратить внимание на то,  в России смертность от несчастных случаев, травм и  отравлений примерно в 4 раза выше, чем в странах Евросоюза. Поэтому смертность населения в России учёными характеризуется как "сверхсмертность", - то есть, в мирное время в цивилизованных странах такой смертности нет.
              В 2009 году коэффициент смертности 14,8 на 1000 населения, и 30 процентов умерших составляют граждане трудоспособного возраста.
              Каковы же основные особенности медико-демографической ситуации в Российской Федерации?  Это низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи. Правда, есть страны с более низкой рождаемостью - в Европе, в Корее, в Японии. Поэтому, - это серьёзная проблема, но не она в основном формирует депопуляцию. Больше всего ее формирует высокая смертность, и особенно смертность мужчин в трудоспособном возрасте. Более 600 тысяч мужчин и женщин каждый год умирают, не дожив до пенсионного возраста. Поэтому основные приоритеты в Концепции демографической политики обозначены абсолютно правильно: снижение смертности, увеличение рождаемости, увеличение миграции. Без миграции тоже невозможно обойтись. И в 2009 году именно благодаря миграции мы приостановили депопуляцию.
              В Концепции поставлены очень амбициозные цели. За десять лет с небольшим необходимо приостановить депопуляцию, а уже к 2025 году увеличить численность населения России до 145 миллионов. Вы видели прогноз ООН, и понимаете, какая цель стоит - снизить смертность населения. На момент принятии  Концепции смертность составляла почти 16 на тысячу, и нужно добиться ее снижения в 1,6 раза - до 10-ти на тысячу. И увеличить продолжительность жизни - тоже очень грандиозная цель - до 75 лет. Здесь также отмечалось увеличение миграционного прироста на 300 тысяч ежегодно и увеличение коэффициента рождаемости почти в полтора раза.
               Особо хочу обратить внимание, что именно формирование здорового образа жизни, снижение потребления табака и алкоголя являются одними из важнейших направлений концепции развития здравоохранения. К сожалению, до сих пор она ещё не утверждена, находится на согласовании.
               Вот факторы, которые влияют на преждевременную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, показателя здоровья:
          - Психосоциальный стресс.
         - Неправильное и несбалансированное питание.
         -  Курение, наркотики и злоупотребление алкоголем.
         -  Телевидение и агрессивная реклама.
         -  Низкая физическая активность.
              Об этом неоднократно уже говорилось. У нас самая курящая, можно сказать, страна. По количеству выкуренных сигарет на душу населения мы впереди планеты всей. Особенно пугает рост курения среди женщин, он вырос в шесть раз, начиная с 1990 года. 50 процентов беременных курят. На что особенно я хотел обратить внимание: в Москве курят 60 процентов женщин. Если в среднем по России - 25, то в Москве - 60 процентов.
              Я бы на первом месте влияния на смертность всё-таки обозначил злоупотребление алкоголем. Каждая четвертая смерть в России прямым или косвенным образом связана с алкоголем, а это более полумиллиона преждевременных смертей ежегодно. Демографический кризис в России в высокой степени является результатом алкогольной сверхсмертности. В России алкоголь - причина аномально высокого уровня  насилия, преступности, убийств, самоубийств, инвалидизации, оставления детей, разводов и т.д.
              Существует прямая  корреляция между потреблением алкоголя и  продолжительностью жизни мужчин и женщин. Как только увеличивается потребление алкоголя, сразу же идёт снижение продолжительности жизни. И наоборот - например,  в 1985 году начался рост  продолжительности жизни как мужчин, так и женщин.
               Алкогольные проблемы  современной России угрожают национальной безопасности, каждая четвёртая смерть в России прямым или косвенным образом связана с алкоголем. У нас к алкоголю относятся довольно спокойно, это наша национальная традиция, чуть ли ни генетически ее нам приклеивают: русский,  россиянин без водки жить не может, и это тиражируется  в фильмах, романах, в песнях и так далее.
               И серьёзный момент - это изменение структуры потребления. У нас высок уровень потребления, прежде всего,  крепкого алкоголя:  из 18 литров на душу населения, где мы опять чемпионы,  10 литров занимает именно крепкий алкоголь.
               На втором месте - табакокурение. Примерно 400 тысяч человек умирают от  сигарет. Имеется прямая корреляция увеличения производства (сейчас производится  435 миллиардов штук) и потребления (около 400 миллиардов штук) сигарет с ростом смертности. Растёт точно также почти. И   ставка  табачными компаниями сделана на женщин и детей: рост потребления в этих категориях произошел за последние годы в шесть раз.
            На форуме педиатров в ноябре 2009 года профессор В.Р.Кучма сообщил, что за шесть лет среди детей и подростков снизилось потребление овощей, фруктов, сока с 67  процентов до 33 процентов, потребление алкоголя и сигарет выросло в 2 раза. Сейчас дешевизна алкоголя  и сигарет просто зашкаливает, бутылка минеральной воды стоит почти столько же, что и бутылка водки.
              Два года назад мы ратифицировали Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком, и у нас остался  только один год для того, чтобы завершить работу по  изменению национального законодательства в соответствии с требованиями национальной стратегии, но до сих пор пока национальная стратегия по борьбе с табаком ещё  не утверждена.
              На  первом этапе реализации Концепции демографической политики мы достигли определённых результатов даже, будем говорить, с опережением. Теперь второй этап, который должен завершиться к 2015 году. Учитывая то, что у нас очень маленький люфт для повышения рождаемости, просто количество женщин меньше, особый упор нужно сделать именно на снижении смертности, это самый быстрый и относительно  дешёвый путь. Ведь  такую же рождаемость имеют многие европейские страны, но там нет депопуляции, потому что там низкая смертность.
              Мы ни в коем случае не можем отказаться от  миграции, и она действительно важна и нужна. Вопрос: какая миграция и какие люди, куда они  направляются? Важно законодательное обеспечение работы.
               Ольга Георгиевна в своем  выступлении говорила о законодательной работе, о том, что уже сделано и о том, что мы ратифицировали рамочную конвенцию и принимали законы по увеличению пособий, по дополнительным мерам государственной поддержки детей -  всё это нужно. Но сейчас важно изменить подходы.
               Необходимо, в том числе законодательными мерами,  определять ориентиры по снижению потребления алкоголя, курения. Это увеличение акцизов, это запрет на курение в общественных местах, в местах общественного питания. Также большой  удельный вес смертности именно трудоспособного населения приходится на употребление наркотиков, особенно молодыми людьми. Примерно 30 тысяч молодых людей ежегодно, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, погибает в год.
               Таким образом, переходя ко второму этапу, нам нужно действительно подумать об изменении нашей тактики. Что касается оправдавшего себя материнского капитала, он действительно свою роль сыграл и продолжает играть. Но с учётом изменившейся ситуации, нужно подумать о материнском капитале не только второму ребёнку, но третьему и последующему ребёнку. И, наверное, будет мало только одного материнского капитала. Нужно думать о более существенном. Опыт Франции (а Франция имеет наибольший опыт в Европе по стимулированию рождаемости) -  это и социальное жильё именно для молодых семей, для матерей-одиночек и так далее. Должна быть целая система.
            И снижение смертности. Тот миллион, который погибает от алкоголя, от табака и от наркотиков. Выделить целую программу. В той же Франции в Министерстве здравоохранения есть департамент по лечению зависимости от алкоголя, табака, наркотиков.
            Необходимо, на наш взгляд, также усилить и доработать концепцию миграционной политики. Я сказал, что это очень важный для страны момент. Мы не в состоянии в ближайшее время изменить ситуацию только за счёт снижения смертности. Без миграции просто не обойтись. Но она должна быть сбалансированная, и приток должен быть в нужные места и нужных специальностей. У нас, к сожалению, ещё и эмиграция идёт, уезжает много молодых специалистов.
               Ещё я хотел отметить региональный аспект демографический. Улучшение идёт за счёт Южного федерального округа. Немного за счёт Уральского, чуть-чуть за счёт Сибирского. Самая тяжёлая ситуация продолжает сохраняться в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. В некоторых территориях (я в Твери недавно был) смертность в два раза превышает рождаемость и во многом опять же связана именно с потреблением алкоголя. Самая высокая продолжительность жизни, низкая смертность где  у нас? В Чечне, в Дагестане, где и религиозные традиции  способствуют принятию мер по ограничению потребления алкоголя и табакокурения. Регионы создают свои региональные программы. Принята концепция алкогольной политики. Тут же надо было бы принять и национальную стратегию  борьбы с табаком.
               В целом, вывод такой: демографическая ситуация у нас пока развивается не по  оптимистическому сценарию, она посередине между пессимистическим и средним.
               Прежде всего, необходим приоритет снижения сверхсмертности и именно от причин, связанных с  потреблением алкоголя и табака. Очень хорошо, что сейчас разработана программа и выделены деньги на рекламу здорового образа жизни. Хотел бы здесь также  прокомментировать упоминавшийся в одном из предыдущих выступлений ролик социальной рекламы о вреде курения для ребёнка. Я могу сказать одно: реклама важна, когда она заставляет задуматься. Авторы рекламы хотели, чтобы мы увидели - курильщики убивают ребёнка. Вот такие действенные рекламные ходы и нужны в области снижения потребления алкоголя и табака, а произойдёт оно - тогда будет и снижение сверхсмертности.
              На этом я хотел бы завершить своё выступление. Надеюсь, что в 2011 году мы энергично поработаем, внесём в наши действия и программы необходимые изменения и добьёмся перемен в реальной ситуации к лучшему.
              Спасибо за внимание.
               Борзова О.Г. Спасибо, Николай Фёдорович за прекрасный доклад, аналитический доклад, который заставляет задуматься. Действительно проблема комплексная, мы её обсуждаем на площадке нашего комитета. Решить её только методами здравоохранения, Вы абсолютно правы, невозможно.
              Принятие концепции - это и есть возведение демографии на уровень государственной политики. Восстановление  здорового образа жизни - это одно из направлений, которым занимается наш комитет, и  оно также выходит на уровень государственной политики.
              Вы знаете и о формировании центров здоровья в каждом регионе и субъекте. Важно информационное поле, страна и общество не станут здоровыми, если мы не сформируем мотивацию  к этому.
              Уважаемые коллеги, мы с вами сейчас прошли этап основных докладов, которые были заявлены. У нас записалось очень много выступающих. Поэтому я просила бы всех соблюдать регламент.
               Я хочу предоставить слово Руководителю Федеральной службы государственной статистики Суринову Александру Евгеньевичу.
               Суринов А.Е. Спасибо. Добрый день, уважаемые участники слушаний.
               Спасибо, что пригласили поучаствовать в таком важном мероприятии, поскольку действительно статистика населения  - не только древнейший раздел статистики, но и, наверное, самый важный.
              Я бы хотел вернуться к теме парламентских слушаний, к проблемам законодательного обеспечения демографической политики.
              Важно, насколько сегодня действующее законодательство позволяет статистике быть адекватной, достоверной, позволять исследователям делать правильные выводы, выявлять факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Должен сказать, что в этом зале мы уже собирались, обсуждали примерно схожую тему. Тогда довольно остро стояла проблема Всероссийской переписи населения. Теперь, несмотря на сомнения, определено, что  перепись состоится в октябре этого года. Закон был принят вовремя.
               Я очень благодарен депутатам Государственной Думы за то, что здесь, в этом здании, состоялось профессиональное и очень доброжелательное обсуждение. Мы, в общем-то, будем проводить перепись по всем законам статистики с учётом рекомендаций Организации Объединённых Наций, и Россия в данном случае не будет выглядеть странно.
              1 апреля мы начинаем досрочную перепись на Ямале, начиная с оленеводов. Это самое удобное время - на празднике оленевода всех переписать, не гоняться по тундре. А основную массу всех вас, наших жителей России, будем переписывать уже в октябре.
               Но есть проблема. Есть проблема и очень серьёзная, с точки зрения статистики населения. Проблема возникла в 1997 году и никак не решается. Ведь кроме переписей населения, важнейшим информационным потоком, с точки зрения статистики, являются записи актов гражданского состояния. В ноябре 1997 года был принят закон о ЗАГСах. Такой закон, который, по сути дела чудом не привёл к тому, что статистика населения России осталась жива. В соответствии с законом из записи был исключен ряд сведений, которые позволяли анализировать демографическую ситуацию, прогнозировать её и выявлять факторы. Например, ушли такие сведения, как: который ребёнок по счёту у матери родился, образование родителей, семейное положение, сведения об общих детях, не достигших совершеннолетия, о состоянии брака (первый, второй и так далее, и так далее).
               Это означает, что демографы сегодня должны придумать некие гипотезы. Вот вам сегодня показывали три варианта демографического развития. Но это всё ведь, скажем так, гипотезы демографов, не подкреплённые фактическими материалами. Почему? Потому что такой закон.
               Но дальше - больше. Ведь как было сделано в Советском Союзе в 30-е годы? Кстати, по этому пути пошёл весь мир, использовал советский опыт. Копии записей актов гражданского состояния, чтобы не создавать лишнюю статистику, передавались в органы государственной статистики. И в 30-е годы достаточно тяжело всё это происходило. Где-то к 50-м годам система устоялась. Да так устоялась, что, повторяюсь, весь мир использовал советский опыт. Не создавать форму отчётности, не переписывать, а давать статистикам вторые экземпляры.
              Сегодня закон не позволяет это делать. И, по сути дела, две системы - система ЗАГСов и система органов государственной статистики. И на практике получается, что одни передают, несмотря на запрет в  законе, а другие получают и требуют, опять-таки нарушая закон.
               Ситуация усугубилась с принятием Закона "О персональных данных", когда это стало совсем невозможно. И сегодня в ряде субъектов Российской Федерации руководители ЗАГСов категорически отказываются предоставлять нам информацию. Тогда мы, прекрасно понимая, что данные о численности населения являются основой любой политики, любого прогноза (так было всегда, так есть во всех странах, и Россия, я надеюсь, не будет исключением), ввели форму статистической отчётности. То есть то самое, от чего мы отказалась в нашей стране в 30-е годы, и то, что не делают ни в одной стране мира, в нормальной стране мире.
               Но ЗАГСы - их нельзя в этом упрекнуть - выполняют закон. Они предоставляют нам по формам отчётности деперсонифицированную информацию, то есть, нет фамилии, имени, отчества,  нет адреса. Завтра вы от нас получите информацию исключительно о численности населения по субъектам Российской Федерации. Вы не получите информацию о численности населения по муниципальным образованиям, по административно-территориальному устройству, потому что адреса нет. Её невозможно никак ни придумать, ни спрогнозировать. И вы не будете иметь, например, картину распределения населения  на городское и сельское.
               Законопроект находится с января 2008 года на рассмотрении в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Повторяю, с января 2008 года. Количество ЗАГСов, которые собираются жить по закону, увеличивается. И наш административный ресурс воздействия на руководителей ЗАГСов, в лице губернаторов и других уважаемых людей из субъектов, тоже ограничен.
               Я призываю вас помочь российским статистикам с этим вопросом, который не решается 12 лет. Это первое.
              И второе. Ещё одна проблема, о которой говорили сегодня. Нам бы тоже хотелось найти поддержку в Госдуме относительно другого информационного источника. Порядка двух лет Росстат вместе с Минэкономики, Минздравом, Минфином борется с тем, чтобы правительство приняло постановление о системе социально-демографических обследований населения. То, о чём говорилось сегодня: факторы риска, потребление алкоголя, табакокурение, занятия спортом, потребление продуктов питания и так далее - всё мы предлагали проводить системно в нашей стране. Немножко вернуться к опыту, который был в Советском Союзе, к тому, что делают сегодня наши коллеги в других странах. Принятие решения пока тормозится отсутствием денег. Система Росстата провела за деньги различных спонсоров (прежде всего это ООНовские спонсоры) подготовку своего персонала.
               Но сегодня вы оперируете цифрами, которые сделали социологи. Какие у них выборки, какие у них вопросники, насколько информация достоверна - Росстат гарантии не даёт. Поэтому выводы, которые здесь делают,  могут быть неправильными. Назывались цифры - 60 процентов курящих женщин в Москве. Я, честно говоря, хотел бы проверить это, чтобы поверить, хотя, конечно, процент женщин ужасающий. Более того, принимается концепция здорового питания. А мы знаем, что потребляет наше население не только с точки зрения калорий, химического состава, а с точки зрения микронутриентного состава, известна нам дефицитность или профицитность вредных элементов? Не знаем. Поэтому нам бы хотелось, чтобы мы нашли поддержку у профильного комитета. Спасибо за внимание. Извините, что я заставил вас долго меня слушать.
              Борзова О.Г. Александр Евгеньевич, большое спасибо! Очень важное сообщение, ждём ваших предложений в рекомендации слушаний.
              Уважаемые коллеги, я предоставляю слово депутату Государственной Думы, сопредседателю межфракционного объединения в Государственной Думе по делам инвалидов Селезневу Валерию Сергеевичу.
              Селезнев В.С. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум!
               Я пришел сюда  с круглого стола , посвящённого  событиям 65-летней давности - Великой Отечественной войне.
              И я там послушал ветеранов, которых немного осталось в живых. Они призывают: Слушайте, давайте, в конце концов, говорить правду! .
              И на меня это, наверное, подействовало. У меня  готов доклад, но я в него после этого призыва  даже смотреть не хочу. В течение отведенного мне времени буду говорить о том, что действительно меня волнует.
              Вот здесь назывались причины. Во-первых, - алкоголизм. Мы же делаем все для того, чтобы способствовать развитию алкоголизма в стране. В соску водку мы пока не наливаем. Но, такие напитки, как "Ред бул", "Ягуар", которые  молодёжь  называет Яга или  нежно - "Ягодка" и которыми ", как они говорят, "крышу сносит", совершенно свободно в продаже. Более того, это российские производители и, пожалуйста, рекламируйте в любое время. От этих напитков уже больницы заполнены, уже смертельные случаи.
               Если мы не будем вести работу запретительного характера, то я думаю, что те меры, которые сегодня предлагает Онищенко, - с 21 года и до 21 часа -  не приведут ни к чему эффективному, народ будет пить всякую отраву, будет в аптеках покупать спиртосодержащие лекарства.
               Во-вторых,  дороги. Кто мешал нам принять в течение восьми лет техрегламент о безопасности дорог? Теперь на дорогах гибнет 30 тысяч человек.
               Дальше, пожары. На пожарах гибнет примерно 30 тысяч человек. Мы все слышим о таких страшных пожарах, какой был в  "Хромой лошади". Недавно в Москве погиб пожарник. Его собирались наградить за то, что он, будучи начальником пожарной службы, побежал с пустым баллоном людей спасать. Его надо было бы наградить, если бы он спас людей. А его награждают за то, что он погиб и не смог организовать правильно работу. Это нонсенс.
              Наркотики. Вот ситуация вокруг Афганистана. Войска коалиции НАТО заявили: мы не будем бороться с наркотрафиком, мы не будем уничтожать поля. От наркотрафика из Афганистана, ежегодно гибнет до 30 тысяч молодёжи. А войска коалиции, которых мы поддерживаем и которым даём международный воздушный коридор для гуманитарных грузов и для грузов в поддержку войск коалиции в Афганистане, заявляют нам: а мы не будем никоим образом бороться с людьми, которые находятся там за последней чертой бедности. Потому что выращивание опиумного мака - это у них единственный источник доходов. Это наша с вами проблема, что у них это там единственный источник доходов? Это же до какого цинизма надо дойти, чтобы в открытую нам, союзникам, так сказать!  А теперь они ещё и резервный северный прямой коридор предлагают обеспечить через город Владивосток.
              Предыдущий докладчик говорил, что самая страшная ситуация по демографической ситуации - это центральный регион. Да нет же. Самая страшная ситуация по демографической ситуации, по смертности, может быть, и в центральном регионе, но только количественно, а если в процентном соотношении, то она самая страшная ситуация - на Дальнем Востоке,  в Сибири, в регионах Крайнего Севера.
               Следующий момент. Москва говорит: давайте сократим количество часовых поясов, у нас от Чукотки до Калининграда их 11, для того, чтобы страна была более управляемой. Вот мне из регионов и задают вопрос: а не хочет ли Москва сама немного сдвинуться в сторону востока? Потому что от Москвы до Чукотки девятичасовая разница,  а до Калининграда двухчасовая разница. Куда мы должны двигаться? Мы должны двигаться на восток. И у нас будет максимум 4 часовых пояса вместо 11. Это конкретное предложение. И оно сделает страну более управляемой.
              В заключение я просто хочу сказать, что в демографической политике должно быть все учтено и  взаимосвязано: программа рассредоточения населения по стране, внешняя политика государства, внутренняя, экономическая, включая налоговую. Нужно поддержать малый бизнес, за счёт которого в развитых странах живёт основное количество трудоспособного населения, которое содержит, в свою очередь, нетрудоспособное население. Спасибо большое.
              Борзова О.Г. Валерий Сергеевич, спасибо. Предоставляю слово первому заместителю председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Карпович Наталье Николаевне.
               Карпович Н.Н. Добрый день!
              Мне очень приятно видеть здесь много знакомых, которые плотно работают с Комитетом по охране здоровья, с Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей.
             Я бы хотела остановиться на некоторых моментах, которые кажутся мне сегодня очень важными.
               Сегодня здесь говорилось, что увеличение рождаемости, конечно же, важная составная часть  демографии. Но как сделать так, чтобы женщины  захотели рожать детей?   У меня пятеро детей, для меня эта ситуация близка и понятна, и я могу ее оценивать с позиции матери.
               Конечно же, среди важных стимулов, и это названо в проекте рекомендаций слушаний, -  развитие дошкольного и школьного образования, наличие возможности у женщины реализовывать себя дальше, не терять уровень дохода при рождении ребёнка. Здесь нужна комплексная система, включающая в себя, с одной стороны, доступность детских учреждений, с другой стороны - достойная компенсация и пособия.
               Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предложил продлить компенсации в период отпуска по уходу за ребенком до трёх лет. Потому что, на наш взгляд, это возможность женщине подумать и о втором ребёнке. Это как стимуляция. Вот у меня сейчас маленькому год и четыре месяца. И, поверьте, мне не очень хочется выходить на работу, потому что он действительно в этот момент начинает быть человечком, который просто полностью подтверждает, что мама ему нужна сейчас, как никогда.
               Я бы ещё остановилась на моменте, который, конечно же, мешает нашему демографическому росту. Это проблема абортов и шаговая доступность абортариев. Конечно, сегодня нужно понимать, что это проблема и духовно-нравственная, и проблема как бы практическая, с которой сталкиваются. Потому что, конечно, когда нам рекламируют -  выпей таблетку и ничего не будет, и дальше ты потом родишь, и не нанесёшь никакого вреда здоровью, - это, конечно, безответственность.
              Я считаю также, что материнский капитал нужно расширить в одном направлении, которое для меня кажется очень важным. Это возможность разрешать строить дома, покупать стройматериалы. То есть это то, что касается села.
              Мне кажется, сегодня необходимо, как никогда, создание паспорта здоровья ребёнка и семьи. То есть это очень важно - генетический код. Чтобы мы понимали, как дальше работать с ребёнком, как его вести по жизни, особенно в отношении тех детей, от которых отказываются. Это большая помощь социальным учреждениям. У меня есть приёмный ребёнок в семье. Мне повезло в какой-то степени. Я знаю, кто родители этого ребёнка и могу руководствоваться этим в его воспитании. Это очень важная проблема. Потому что, передавая ребёнка в семью на опеку и попечение, мы с вами должны оказать  содействие, дать ей паспорт, который будет помогать лечить этого ребёнка, направлять, выявлять его особенности. Это, как и геронтология, которую нужно включать сегодня, для того чтобы мы с вами понимали, а кто мы на самом деле, из чего мы состоим, что нам сегодня мешает жить. И почему мы проигрываем на Олимпиаде? Потому что сработал ген стресса, или это был допинг, и так далее, и так далее? Специалисты понимают здесь, о чём я говорю.
              И ещё один момент, на который я  хочу обратить внимание. Знаете, он очень нравственный, с одной стороны, а с другой стороны - стимулирующий. Очень приятно, что орден родительской славы сегодня есть. Почёт и уважение женщине, вырастившей, троих, пятерых детей. И за то, что она их родила, подняла, воспитала, я считаю, что кроме ордена, должна быть добавка к пенсии. Мужчины, не обижайтесь. Вы замечательные. Орден "Родительская слава" с вами пополам, а пенсия - это маме, которая родила. И признать женщин, которые находятся в отпуске по уходу за детьми (больше трёх детей) работающими.
              Многое хочется сделать. Не всё получается сегодня, но я надеюсь, что совместно с вами мы можем говорить сегодня о том, что у нас появилась стратегия семейной государственной политики.
              Хочу обратиться  с этой трибуны к своим коллегам, к Правительству,  к Президенту. Нам давно нужен единый федеральный орган, который будет заниматься вопросами семьи, детей, потому что сегодня разрозненность министерств и ведомств во многом нам мешает. Я очень благодарна Комитету по охране здоровья, Минздраву, они занимают очень активную позицию. Но, к сожалению, в их ведении очень мало того, что непосредственно касается семьи и детей.
               Спасибо большое.
          Борзова О.Г. Спасибо, Наталья Николаевна.
              Предоставляю слово  Евгению Леонидовичу Юрьеву, президенту Деловой России , председателю Общественного совета Центрального федерального округа, члену Общественной палаты РФ
          Юрьев Е.Л. Большое спасибо, уважаемые участники слушаний. Николай Фёдорович уже фиксировал статистику, говорящую о том, что естественная убыль у нас действительно уменьшилась С 2006 года естественная убыль снизилась более, чем  в 2,3 раза. Из чего, как мне кажется, можно сделать два вывода.
          Как мы знаем, это снижение убыли происходило на фоне довольно острого экономического кризиса, что говорит о том, что вопреки многим утверждениям, публикациям и фобиям меры семейной политики, меры, направленные на увеличение рождаемости, в России работают. Если даже в кризис не упала и не рухнула драматически рождаемость в нашей стране, где столь высока семейная бедность, то они работают. Это очень важный вывод. Надо его не забывать.
          Второй вывод. Из этого следует, что, учитывая политическую ситуацию, заявления о дефицитности социальных бюджетов, существует высокий риск сворачивания программы семейной политики, сокращения бюджета. Я просто напомню, что в предстоящие 20 лет число женщин репродуктивного возраста в России снизится на 40 процентов. Это расчёт МГУ. 40 процентов. Девочки уже родились, их можно считать. Ошибка здесь исключена или маловероятна. Поэтому, конечно, можно ожидать радикального ухудшения нашей демографической ситуации в связи хотя бы даже с этой цифрой.
          Я хочу обратить ваше внимание на очень интересный прогнозный расчёт моделирования, которое было сделано совсем недавно в рамках проекта фундаментального исследования президиума Российской академии наук "Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики". Его делали профессор А.В.Каратаев, Д.А.Халтурина, сидящая здесь в зале, и целая группа учёных. Очень интересно, потому что в этом расчёте были приведены сценарии демографического развития в зависимости от мер социальной и демографической политики, от их реализации или не реализации. Базовый сценарий назывался инерционный: к 2025 году численность 128 миллионов в России, к 2050 году ниже ста миллионов человек.
               Однако, этот вариант отнюдь не является наихудшим. В случае сворачивания мер демографической политики реализуется другой сценарий. И уже к 2025 году мы видим 121 миллион человек, а к 2050 году - 85 миллионов человек по этому прогнозу.
              Третий сценарий - благоприятный, который предполагает активную социальную поддержку семей с детьми на уровне ЕЭС. Это, напомню, средняя величина в 2 процента от ВВП.
              Активные меры по снижению смертности от потребления алкоголя, наркотиков и табакокурения. По этому сценарию, плюс активные меры в области здравоохранения, к 2025 году у нас будет 155 миллионов человек, а к 2050 году - 159 миллионов человек, то есть это прирост,
             Что мы видим? Мы видим, что разница между худшим и лучшим сценарием составляет 74 миллиона человек, это население Египта. И что ещё мы видим, какой важный вывод мы можем сделать? Что нельзя пренебрегать ничем, что каждое направление - повышение акцизов, активнейшая антиалкогольная политика, активная семейная политика - всё это счетные величины.
              Мы говорим, допустим, что нам не надо семейной политики, но в миллионах людей видим разницу. Мы говорим: хватит заниматься алкоголем, и так уже всех достали акцизами, рекламами - мы увидим разницу в миллионы людей. Поэтому пренебрегать каким-либо направлением в политике, исходя из этой прогнозной, расчетной логики, в математическом моделировании недопустимо, невозможно и нелепо.
              Я хотел бы, учитывая то, что много и очень хорошо говорилось уже и про алкоголь, и про здравоохранение, и про табак, сконцентрироваться на семейной политике поддержки рождаемости.
              Если мы говорим об ограниченном бюджете, то надо выделять самое главное и самое эффективное на вложенные деньги. Как кажется, эта логика видится естественной: это поддержка многодетности, многодетных семей, потому что их мало. Бюджет, локализуемый на эту группу, будет заведомо небольшим.
               Но поддержка третьих и последующих рождений,  конечно, влияет и на первые, и на вторые. Я не говорю, что нужно этим ограничиться, я говорю о приоритетах, я говорю о том, что надо делать, если денег нет или их мало.
             Сегодня, напомню, доля многодетных семей - 7 процентов, а детей, которые в них воспитываются - 18 процентов. При этом две трети многодетных семей находятся в категории бедных и большинство из них имеют доходы ниже половины стоимости потребительской корзины. 60 процентов многодетных семей живут в несовместимой с нормальной жизнью тесноте или крайне неблагоустроенном жилищном фонде. При том, что демографические расчеты показывают, что для преодоления устойчивого кризиса, изменения динамики, нужно увеличивать именно третьи рождения, не только вторые.
             В этой связи центральное место в семейной политике должно занять создание режима наибольшего благоприятствования большим семьям. Популяризация многодетности в качестве наиболее благоприятного, нравственного в социальном отношении образа жизни. Меры должны быть сильными, концентрированными и  прогрессивно возрастать по мере увеличения числа детей.
             Сейчас получается так, что по мере увеличения числа детей, семья просто погружается в бедность.
             Сегодня действует указ 1992 года "О мерах по социальной поддержки многодетных семей", который имеет в  большей мере  декларативный характер. Хотелось бы, конечно, чтобы депутаты приняли федеральный закон о поддержке многодетных семей. Я назову некую комбинацию мер, которая  представляется очевидной, хотя  может быть и какая-то другая.
              Распространить выплату материнского капитала на каждого родившегося ребенка, начиная с третьего.
              Разрешить использовать материнский капитал на образование и лечение детей.
              Ввести ежемесячное федеральное пособие, учитывая то, что субъекты неравномерно хорошо или плохо себя чувствуют, к примеру, полторы тысячи рублей в месяца на  третьего и последующих детей в дополнение к региональному. Это потребует определенных изменений в законе, потому что мы знаем, что семейные выплаты - это бюджеты субъектов,   а не федерального бюджета
             Продлить выплату пособия по уходу за третьим ребенком. Но об этом кто только не говорит и давно говорит, но ничего не меняется. С полутора до трёх лет продлить пособие по уходу.
               О статистическом учёте положения многодетных семей тоже, мне кажется, стоит отдельно говорить.
               Встаёт такой вопрос: если предлагаемые меры, даже несмотря на концентрацию какую-то особенную, стоят дорого, то где деньги взять? Где взять ресурсы? "Если предлагаешь меры, назови источники их финансирования" - скажут вам в правительстве, скажут и в Думе.
                И вот здесь я вернусь к алкоголю и табаку. Повышение акцизов на крепкий алкоголь до уровня беднейших европейских стран и повышение акцизов на табак до уровня беднейших европейских стран, таких как Румыния, например - это уже сотни миллиардов рублей. Двукратное повышение акцизов - это 200 миллиардов рублей, то есть почти полпроцента сегодняшнего ВВП. Понятно, что если мы не связываем эти вещи и говорим, что просто повышаем акцизы - это непопулярно у населения. Но если мы скажем, что повышаем акцизы, и деньги пойдут, например, на семьи, на дефицит пенсионного бюджета - это совершенно другая подача, она политически возможна и проходима. В этой связи предлагается создать за счёт отчислений от повышения акцизов на табак и алкоголь внебюджетный целевой фонд софинансирования мер по поддержке семей с детьми по типу действующего ныне Фонда федеральной финансовой поддержки регионов или Фонда компенсаций.
              Про аборты здесь говорилось. Давайте подумаем, наше мировое лидерство по абортам - это естественно или нет? Мы знаем европейские страны, которые имеют совершенно другие показатели, и мы видим субъекты в России - Белгородская область, Москва, которые добились вполне европейских значений. Это управляемая мерами государственной политики величина. Мне кажется, здесь очевидно существует перечень мер.
               И вот чем мне хочется завершить. Мы говорим сейчас о модернизации. Модернизация в экономическом преломлении - это повышение производительности. Повышение производительности - это в среднем в семь-восемь раз сокращение численности работающих на предприятиях. Модернизируется старое производство, люди не нужны, потому что новые основные средства более производительны. Поэтому, если мы говорим о модернизации, если мы говорим о предстоящем ухудшении  возрастной структуры, мы должны говорить о двух вещах: конечно, мы должны говорить об условиях по созданию новых рабочих мест, но мы не должны забывать об активной, поступательной, интенсивной и незатухающей семейной политике.
              Спасибо!
             Борзова О.Г. Благодарю Вас, Евгений Леонидович, за хорошее выступление.
              Предоставляю слово члену Общественного совета Комитета Госдумы по охране здоровья Халтуриной Дарье Андреевне.
               Халтурина Д.А. Я буду очень краткой.
    Мы с исследовательской группой делали обзор факторов, которые влияют на рождаемость, с точки зрения семейной политики. И здесь практически не упоминалась такая группа мер, как предоставление услуг по уходу за ребёнком.
    Вообще обзор мировой литературы показал, что самая эффективная мера, которая влияет на увеличение рождаемости - это семейное пособие. На втором месте -  предоставление услуг по уходу за ребёнком, на третьем месте -  гибкий график для матерей с детьми. И на четвёртом месте - жилищные программы.
    Я вот хочу просить Николая Фёдоровича Герасименко включить в рекомендации наших слушаний предложение о разработке законодательства, которое позволило бы улучшить ситуацию с обеспеченностью детскими садами, мини детскими садами,  с другими услугами за ребёнком. Потому что иначе нам не поднять демографическую ситуацию.
    Сейчас рождаемость выше в Европе в тех странах, где больше занятость женщин и где выше женское образование. Потому что только в том случае, если рождение ребёнка не очень сильно отрывает женщину от её карьеры, она решится родить и второй, и третий раз. Пока что демографическая политика, семейная политика в России архаична, настроена на то, чтобы как можно дольше держать женщину дома. Это путь Испании, Италии, других стран с патриархальными ценностями, где рождаемость 1,3 ребёнка на женщину.
     Без вот этих современных мер поддержки матери в её повседневной жизни и труде мы не повысим рождаемость.
    Спасибо.
               Борзова О.Г. Уважаемые коллеги, я хочу предоставить слово Янину Дмитрию Дмитриевичу, председателю Правления Конфедерации обществ потребителей.
              Янин Д.Д. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Большое спасибо Комитету по охране здоровья за организацию этих слушаний.
               Я просто повторю то, что уже говорилось: рождаемость в России низкая, но это данность, это рождаемость на уровне многих европейских стран. У нас, к сожалению, действительно сохраняется тенденция естественной убыли населения. Сверхвысокая мужская смертность - с 1964 года в России никогда мужчины не жили больше 65 лет. Это 45 лет назад мы достигли этого показателя, и больше мы его ни разу не превысили.
               К сожалению, наверное, это всем известно, что 80 процентов ребят становятся курильщиками, когда они ещё не совсем понимают, что они делают.
             По данным европейского проекта  оценки уровня потребления  алкоголя, наркотиков и табака в школах, например, Москва представлена таким образом, что практически нет разницы между курящими девочками и курящими мальчиками. 34 процента мальчиков, 30 процентов девочек курят. Это в 15-16 лет! Это значит, что мы получим их взрослыми мамами, курильщицами. Как минимум треть будет курильщиц. Опыт курения имели две третьих школьников России.
              В Москве регулярно пьют алкоголь в школе 28 процентов девочек. Показатель по России - 20 процентов. Москва - это город, где девочки действительно в школе пьют и пьют значительно больше, чем в среднем по России.
               Четверть учащихся регулярно пьют. Это данность, которая сейчас стоит перед нами.
              По подростковому курению мы превосходим развитые страны мира и не очень развитые минимум в два раза. 29 процентов регулярно курящих школьников. Мы это должны видеть, мы это должны понимать.
             Дальше. Динамика смертности в России во многом объясняется избыточным потреблением алкоголя, структурой потребления алкоголя. Это потребление так называемого тяжёлого типа. Это акцент на водке. Частое употребление водки укорачивает жизнь по расчётам на 9 лет. В сравнении с такими странами, как Латвия, Литва, Словакия, мы видим, что продолжительность жизни там значительно выше, при этом уровень потребления алкоголя в этаноле там ниже, чем в России.
               Почему у нас курят дети, почему у нас курят практически все? У нас сверхнизкая цена на сигареты. Это сделано в интересах табачных компаний. В этом году средняя цена сигарет в России 18 рублей, в прошлом году она была 15 рублей. В не очень богатых странах ЕС она составляет, в среднем, 100 рублей. Относительно средней зарплаты мы здесь тоже лидеры по ценовой доступности, табак с каждым годом становится всё доступнее и доступнее.
               А сколько стоит напиться в России и чем напиваются? Самый дешёвый способ напиться в России - это напиться водкой. Очень мало стран, где акцизная политика стимулирует население напиваться водкой. К числу таких стран относится Российская Федерация. А другие страны, в основном, понимая токсикологию и поведенческие критерии людей, которые напиваются водкой, водку дискриминируют акцизами, потому что   можно перепить насмерть можно даже самой хорошей водки.
               В России дискриминируется пиво, дискриминируется вино. Водка - самый дешёвый способ уйти от реальности. И это государственная политика, это не бизнес. Это зависит от ставки налога.
              Безусловно, я считаю, что все средства, которые мы должны снять с табака, с алкоголя должны быть направлены на семейную политику, должны быть направлены на развитие системы детских садов, чтобы детские сады работали у нас  с 7 утра до 8 вечера в крупных городах, потому что добраться и забрать ребёнка к  шести вечера в крупном городе нереально. Должны быть занятия, должны быть педагоги, чтобы дети не слонялись на занятиях, ими нужно заниматься, это не так дорого. И деньги есть в тех отраслях, которые в России недообложены. Это  табак и алкоголь.
              Необходим полный  запрет на рекламу табака и алкоголя. Мы знаем, насколько трудно эти законы проходят в Думе. Но мы очень признательны, что есть такие депутаты, которые вносят законы во благо России.
             И нельзя пропагандировать гламурность курения, нужно ограничение на курение в закрытых помещениях, снижение шаговой доступности алкоголя. Вы знаете, не должен малый бизнес строиться на продаже пива и сигарет. Вот эти все палатки 24-часовые - это рассадники, на которых подсаживаются наши дети. И снижение доступности алкоголя по времени продажи. Понимаете, если ночью  нельзя купить водки, найдётся десять процентов буйных, которые будут искать её у таксистов, но 90 процентов обывателей не допьют, протрезвеют к 11 утра и пойдут  на работу. Онлайн продажа алкоголя   - это путь к запою.
             Почему-то власти боятся каких-то резких шагов. По поводу неэффективности запретов, неэффективности повышения цен, о чем  часто говорят водочные компании,  табачные компании. Вот этот отчёт табачной компании "Филипп Морис" для инвесторов. Они говорят о том, как им плохо в Европе, потому что запретили курить в закрытых помещениях, люди вынуждены выходить на улицу, и у них падают продажи, как у них плохо в Польше, потому что Польша подняла акциз на сигареты до уровня  1,28 евро с пачки. А в России пять рублей с пачки бюджет получает, и как, они говорят,  у них хорошо в России. Вот в России они могут гордиться своими успехами благодаря тому, что у  нас нет государственной политики. То же самое и по алкоголю.
              У нас сверхдоступный табак, водка по 89 рублей, и эта цена у нас пришла от федерального органа, это Росалкогольрегулирование посчитало цену 89 рублей. А почему не 100? Потому что  потребитель, как вы знаете, наверное, 89 рублей воспринимает как 50, он не чувствует  9 рублей 99 копеек, это приём, который позволяет повысить привлекательность продукта.
    Вот наш федеральный орган и занимается маркетингом водки, выставляя цену 89 рублей, а не 100, не 200, не 300.
                Кури - везде. Пей - везде. Палатки - везде. Реклама - можно. Вот об этом надо говорить, а не преследовать рекламщиков, когда они показывают ребёнка с сигаретой в спине, за то, что они сказали правду о том, что мы с вами - депутаты, чиновники - делаем с нашим российским населением. Большое спасибо.