АВ 2010г. Выпуск 8 Законодательное обеспечение реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (первые итоги и перспективы)


II.Рекомендации парламентских слушаний
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему: Законодательное обеспечение реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (первые итоги и перспективы)


     Государственная Дума                                                                    25 марта 2010 года
    Малый зал                                                                                     15.00 часов
     С 1992 года в России началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения).
     В целях изменения сложившейся ситуации и консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. 1351 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция).
    Ее реализация направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. 170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
     Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года включает три этапа. На первом этапе  (2007 - 2010 годы) ставилась задача реализовать меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития:
    осуществить основную часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен.
    Перед субъектами Российской Федерации ставилась задача разработать региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона.
    Планировалось создать условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
    С принятием Концепции началась работа по дальнейшему формированию и развитию законодательства, направленного на создание условий, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости населения, поддержку семьи, формирование здорового образа жизни. Среди наиболее значимых законодательных актов следует отметить следующие:
    Федеральный закон 24 апреля 2008 года 51-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака ;
    Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. 2128-р).
    Федеральным законом от 29 декабря 2006 года 256-ФЗ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей с 1 января 2007 года введены дополнительные меры  государственной поддержки семей с детьми в виде материнского (семейного) капитала для женщин, родивших второго и последующих детей. Размер материнского капитала индексируется: в 2009 г. он составил 312 тыс. руб., в 2010 г. - 343,4 тыс. руб. Первоначально предполагалось, что первые семьи смогут им воспользоваться не ранее 1 января 2010 года. Однако в качестве антикризисных мер по двум временным направлениям выплаты из средств материнского капитала начались с 2009 года - на погашение жилищных кредитов и единовременную выплату наличными 12 тыс. рублей.
    Имеется опыт принятия дополнительных мер поддержки семей с детьми в виде областного материнского (семейного) капитала (Смоленская область).
    С 2006 года в федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию основных направлений приоритетного национального проекта Здоровье . Реализуемые мероприятия направлены, прежде всего, на снижение смертности в трудоспособном возрасте (снижение смертности от ДТП, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, формирование здорового образа жизни, охрана труда), улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков и др.
    В федеральном бюджете предусмотрены ассигнования на реализацию мероприятий  федеральных целевых программ Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы) , Дети России на 2007-2010 годы , Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и др.
     В бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации предусмотрены средства на финансирование  программы Родовый сертификат . В 2009 г. на реализацию мероприятий этой программы выделено 17 млрд. руб.
     В целях усиления профилактического звена здравоохранения по всей России принято решение об открытии сети более 500 Центров здоровья.
    Следует подчеркнуть, что несмотря на финансовый кризис, в 2009 году все важнейшие мероприятия, направленные на стабилизацию и улучшение демографической ситуации, были отнесены к числу приоритетных.
     Указом Президента РФ от 13.05.2008 г. 775 учрежден орден Родительская слава , которым награждаются родители и усыновители, достойно воспитавшие своих детей, обеспечивающие надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей.
    Указом Президента РФ от 01.09.2009 986 учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
    В результате реализации мероприятий первого этапа Концепции предполагалось снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
    Итоги 2009 года свидетельствуют о том, что в результате проведенных мероприятий продолжились и укрепились позитивные демографические тенденции. Общий коэффициент рождаемости за 2009 г. повысился и составил 12,4 (в 2008 г. -12,1), а смертности снизился до 14,2 (в 2008 г. - 14,6). Растет ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в 2008 г. - 67,9 лет). Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 года составила 141,9 млн. человек (включая мигрантов) и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек. Естественная убыль населения в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 112,7 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 9,8 процентов.
    Однако демографические показатели Российской Федерации по сравнению с развитыми странами продолжают оставаться низкими. Прежде всего это касается материнской и младенческой смертности, ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Сохраняется высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте.
    Смертность населения в России по-прежнему превышает рождаемость - в 2009 году родилось 1764,2 тыс. человек, умерло - 2013,6 тыс. человек. Убыль населения наблюдается в Центральном, Приволжском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.
    По прогнозу численность женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) в перспективе будет стабильно снижаться. Если в 2009 году численность этой категории женщин составляла 38,1 млн., то в 2011 году она составит 36,36 млн., в 2015 году -35,38 млн., 2020 году - 34,02, млн., 2025 году - 33,26 млн. При этом численность женщин возрастной группы 20-29 лет, на которую приходится 64-65 % всех рождений, сократится с 12,1-12,2 млн. в 2009-2010 гг. до 6,7-7,0 млн. в 2022-2025 гг.
    Эта динамика явится важным фактором ограничения числа родившихся  в перспективе. При всех трех вариантах изменения численности населения  (средний, высокий, низкий) Росстат на 2025 год прогнозирует сокращение числа родившихся и отрицательный естественный прирост населения.
    Вопросы обеспечения доступности и качества медицинской помощи остаются актуальными для жителей многих субъектов Российской Федерации, особенно для жителей села. Миграционная политика России требует качественных перемен. Это означает, что наряду с продолжением уже начатых направлений реализации Концепции демографической политики необходимо разрабатывать новые подходы, активизировать меры, направленные на улучшение демографической ситуации в субъектах Российской Федерации, в сельской местности. Мониторинг мирового опыта показывает, что наиболее эффективные меры стимулирования рождаемости включают социальные выплаты и налоговые льготы для семей с детьми, повышение доступности услуг по уходу за детьми (детские сады, ясли и т.п.), жилищные программы для семей с детьми и поддержка матерей на рынке труда.
     После принятия Федерального закона от 15 ноября 1997 года 143-ФЗ Об актах гражданского состояния существенно сократился объем собираемых ЗАГСами сведений при регистрации рождений, браков, разводов и смертей. Для разработки демографической политики и мониторинга ее результативности необходимы надежные и подробные данные, в частности, о числе рожденных детей по порядку рождения у матери, о числе детей, остающихся после развода с одним из родителей, о социальных характеристиках новобрачных и родителей и т.п. В связи с этим необходимо восстановить демографическую статистику в объеме, существовавшем до 1998 г., для чего внести необходимые изменения в Федеральный закон Об актах гражданского состояния .
     Концепцией демографической политики на период до 2025 года предполагается решить сложные задачи:
    обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
    увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
    увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом (1,3) суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
    обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
    В целях создания законодательной базы для успешного завершения реализации в 2010 году мероприятий первого этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и закрепления в долгосрочной перспективе положительных демографических    тенденций участники парламентских слушаний р е к о м е н д у ю т:
    Правительству Российской Федерации:
    доработать и утвердить концепцию миграционной политики;
    ускорить принятие Национальной стратегии против табака и разработку комплекса законов по реализации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
    Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
    при подготовке проекта плана мероприятий по реализации второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:
    разработать меры по профилактике и снижению смертности, связанной с потреблением алкоголя, табака и табачных изделий, наркотиков;
    подготовить проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (от 29 декабря 2006 г. 256-ФЗ), предусмотрев в нем расширение направлений использования материнского (семейного) капитала.
    Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфину России, Росстату:
     внести в Правительство Российской Федерации проект постановления  Правительства Российской Федерации Об организации в Российской Федерации системы статистических обследований населения по социально-демографическим проблемам , предусмотрев проведение обследований начиная с 2011 г., с соответствующим финансированием из федерального бюджета.
    Министерству регионального развития Российской Федерации:
    разработать эффективные меры обеспечения молодых и многодетных семей доступным жильем.
    Комитету Государственной Думы по охране здоровья:
    ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов:
     Об ограничении потребления табака ;
     Об охране здоровья детей .
    Комитету Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:
    ускорить подготовку ко второму чтению проекта федерального закона 217355-4 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и Федерального закона О персональных данных с учетом поправок Правительства Российской Федерации в Федеральный закон Об актах гражданского состояния .
    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    начать разработку региональных планов мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
    принять меры по ускорению ввода в эксплуатацию в 2010 году перинатальных центров;
    ускорить внедрение региональных программ по формированию у населения здорового образа жизни, в том числе направленных на сокращение потребления табака, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения.     

     Председатель Комитета                                                                                                О.Г.Борзова