АВ 2010г. Выпуск 10 О дефинициях науки в законодательстве России


Общая концепция использования дефиниций
     Все содержащиеся в законодательстве определения являются вербальными, эксплицитными, явными. При классификации по различным критериям они могут быть: номинальными или номинально-реальными; аналитическими или синтетическими; регистрирующими, уточняющими или переквалифицирующими; предикативными или непредикативными; отражающими качественные, количественные, оценочные, временные характеристики понятий; генетическими, через род и видовое отличие, через указание прав и обязанностей участников правоотношений, условий чего -либо, через компетенцию органа; отраслевыми; содержащимися в разных видах нормативно-правовых актов; расположенными в различных частях нормативно-правового акта; раскрывающими правовые или неправовые понятия; изложенными в виде предложений или входить в состав других предписаний. Выделение определений по различным критериям позволяет заложить своего рода фундамент для создания и размещения в законодательстве этих государственно-властных установлений.
_________________________
Давыдова М.Л. (Марина Леонидовна). Нормативно-правовые предписания в российском  законодательстве: Автореф. дис. ... канд.юрид.наук. - Саратов, 2002. - С. 29-31; Хайретдинова М.Д. Законодательная дефиниция: проблемы теории и практики: Дисс. ... канд.юрид.наук. - Нижний Новгород, 2008. - 189 с.;  Чиннова М.В. Дефиниции и их использование в нормативно-правовых актах: Дис. ... канд.юрид.наук. - М., 2004. 177 c.
    Включение дефиниций в нормативно-правовые акты требуется в следующих случаях: а) если понятие является правовым и при этом имеет ключевое значение, т.е. с его помощью достигается общий целевой смысл конкретного нормативно-правового акта; б) если неправовое понятие представляет основу и специфику регулируемых отношений, и термин, обозначающий понятие, является не общеупотребительным, а его смысл - не общеизвестным, т.е. когда понятие обозначено узкоспециальным термином или иностранным словом; в) если при включении в текст нормативно-правового акта общеупотребительное слово переосмысливается, в результате чего оно получает иное значение, чем обычно; г) если слово в обычной речи имеет несколько значений; д) если для целей конкретного нормативно-правового акта важны отдельные аспекты понятия.
    Методы формулирования легальных определений зависят от вида последних. Для создания аналитических дефиниций применимы индуктивный, словообразовательный и интуитивный методы, которые взаимодействуют и дополняют друг друга. Все они предполагают анализ либо определяемых предметов, явлений, процессов, либо состав их обозначающего слова.
    Синтетические дефиниции создаются в обратном порядке: для уже готового выражения как системы определяющих признаков вводится специальный термин.
    Использование легальных международных определений при толковании законоположений требует подчинения ряду правил. Если термин определен, то для толкования его положений, содержащих указанный термин, достаточно заменить последний определяющей частью дефиниции. Если интерпретируемое предписание и определение содержащегося в предписании термина расположены в разных актах, то основное правило толкования сводится к следующему. Во-первых, нужно выяснить, есть ли в системе международного законодательства легальное определение непонятного термина, во-вторых, выявить функциональную взаимосвязь между нормативно-правовыми актами, один из которых содержит толкуемое предписание, а другой - дефиницию необходимого слова, в-третьих, установить, что легальное определение относится именно к термину конкретной интерпретируемой статьи.
    В тех случаях, когда законодательная дефиниция по какой-либо причине отсутствует, но в ней есть потребность, необходимо использовать определения, данные Конституционным Судом Российской Федерации, Пленумами Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ.