АВ 2010г. Выпуск 10 О дефинициях науки в законодательстве России


Международные подходы к проблеме дефиниций
     Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проводившая в Париже с 24 октября по 28 ноября 1978 года свою двадцатую сессию, рекомендовала государствам - членам применять унифицировать положения, касающиеся международной стандартизации статистических данных в области науки и техники, путем принятия законодательных или других мер, которые могут потребоваться, в соответствии с конституционной практикой каждого государства.
    Сотрудничество ОЭСР и России имеет свою историю. По-настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. В ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся 10-13 мая 2007 г. была согласована Общая процедура вступления новых членов [документ Совета ОЭСР C(2007)31/FINAL], в которой излагаются общие правила и основные этапы процесса присоединения, получившего название "дорожная карта".
    В июне 1963 г. в Италии, на вилле Фальконьери в городе Фраскати, под эгидой ОЭСР была организована встреча национальных экспертов по статистике исследований и разработок. Плодом их трудов явилась официальная версия стандартной практики для обследований исследований и разработок, более известной под названием "Руководство Фраскати". С конца 80-х годов Руководство Фраскати стало стандартом для измерения исследований и разработок (далее по тексту - ИР) во всех странах мира, чему способствовали различные инициативы ОЭСР, в том числе семинары для европейских стран с переходной экономикой и для стран, не являющихся членами ОЭСР.
    Концепция научно-технической деятельности была разработана ЮНЕСКО. Согласно "Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники" научно-техническая деятельность включает:
_________________________
UNESCO, 1978.
    "... систематическую деятельность, тесно связанную с созданием, дальнейшим развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях. Она включает такие виды деятельности, как ИР, научно-техническое образование и подготовка кадров и научно-технические услуги..."
    ИР (одинаково определяемые ЮНЕСКО и ОЭСР) должны, таким образом, отличаться от научно-технического образования и подготовки кадров и научно-технических услуг. Научно-техническое образование и подготовка кадров охватывают:
    "...все виды деятельности, включающие специализированное неуниверситетское высшее образование и подготовку, высшее образование и подготовку, ведущие к университетской степени, аспирантское и последующее обучение, организованную непрерывную подготовку ученых и инженеров. Эти виды деятельности соответствуют в основном уровням 5, 6 и 7 ISCED."
    Научно-технические услуги определяются как "...деятельность, связанная с исследованиями и экспериментальными разработками и способствующая созданию, распространению и применению научно-технических знаний". Для целей обследования научно-технические услуги подразделяются ЮНЕСКО на девять подклассов; они могут быть сгруппированы следующим образом:
    -научно-техническая деятельность библиотек и т.д.;
    - научно-техническая деятельность музеев и т.д.;
    -перевод, редактирование и т.п. научно-технической литературы;
    - изыскания (геологические, гидрологические и т.д.);
    - разведка полезных ископаемых;
    - сбор данных о социально-экономических явлениях;
    - испытания, стандартизация, контроль качества и т.д.;
    - консультирование клиентов, включая государственные консультационные услуги в сельском хозяйстве и промышленности, и т.д.;
    - патентно-лицензионная деятельность государственных органов.