АВ 2010г. Выпуск 10 О дефинициях науки в законодательстве России


Статус работника науки
     Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на своей восемнадцатой сессии, которая проходила в Париже с 17 октября по 23 ноября 1974 г. приняла Рекомендацию ЮНЕСКО  "О статусе научно-исследовательских работников". Государствам - членам предложено заручиться постоянным и активным содействием со стороны всех организаций, представляющих научно-исследовательских работников, в обеспечении такого положения, при котором последние в духе служения обществу могли бы эффективно выполнять обязанности, пользоваться правами и добиться признания статуса, описанных в упомянутой Рекомендации. Причем если научно-исследовательские работники пользуются статусом, который в некоторых аспектах является более благоприятным, чем тот, который вытекает из Рекомендации, то ее содержание ни в коем случае не должно быть использовано для ухудшения уже существующего положения научно-исследовательских работников
_________________________
Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993. С. 199-213.
    Данные об использовании научно-технического персонала обеспечивают конкретные показатели для международных сопоставлений ресурсов, предназначенных для ИР. Кадры ИР представляют собой лишь часть людских ресурсов страны, способствующих общественному благосостоянию, причем научно-технический персонал вносит значительный вклад в прогресс промышленности, сельского хозяйства и медицины. будучи вовлеченным в производство, эксплуатацию, контроль качества, управление, образование и наделенным также другими функциями. Измерение численности научно-технических кадров является предметом другого руководства ОЭСР. Здесь основное внимание уделяется во росам измерения и классификации ресурсов ИР.
    Данные о персонале ИР более узки по своему составу, чем большая часть статистических данных.
    Для выполнения ИР стране необходимы разнообразные специалисты: от лауреата Нобелевской премии до его секретаря, от разработчика космических экспериментов до специалиста по выращиванию лабораторных животных. Вследствие широкого диапазона требуемых навыков и образования важно классифицировать персонал ИР по категориям.
    В настоящее время в странах - членах ОЭСР применяются две системы классификации занятых ИР: по профессии (связанной, насколько это возможно, с Международной стандартной классификацией профессий - ISCO (IL 1990)] и по уровню формальной квалификации (на основе Meждународной стандартной классификации образования - ISCED (UNESC 1976). Многие зрелые исследователи не имеют университетского образования, хотя и получили другую квалификацию выше средней либо приобрели соответствующий опыт работы. И наоборот, все возрастающее число молодых выпускников университетов занято не в качестве исследователей, а техник высокой квалификации или вспомогательного персонала.