АО, 2011, апрель Законодательная деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Обеспечение инновационного развития

В период работы Государственной Думы пятого созыва предполагается создание качественной правовой базы, необходимой для выхода российской экономики на инновационный путь, для существенного повышения уровня жизни наших граждан – то есть для планомерной реализации Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года.

Принято немало законов, связанных с оказанием поддержки инновационным задачам и проектам. В их числе особого внимания заслуживает закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который создает необходимую правовую базу в этом жизненно важном секторе. От темпов снижения энергоемкости российской экономики будет напрямую зависеть общий результат модернизации, общий результат «Стратегии-2020», потому что по показателю энергоэффективности мы в разы отстаем от многих других стран, и именно здесь особенно востребованы новые технологии. Конечно, одним лишь законом не переломить ситуацию, не вывести страну на инновационные рельсы. Повышение энергетической эффективности является ярким примером задачи, решение которой требует сломать потребительское, расточительное отношение к ресурсам, научиться мыслить и жить современно.

Приняты решения, направленные на поддержку наукоградов, государственных научных центров. Законодательно установлены особенности правового положения двух ведущих российских вузов – Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Такие меры позволяют стимулировать рост качества образования, развитие сферы научных изысканий, в которой и рождаются инновации. Также принят закон, которым вузам и научно-исследовательским институтам законодательно предоставлено право создавать малые предприятия для внедрения результатов интеллектуальной деятельности, что послужит стимулированию инноваций.

Важно не только изобрести новую технологию, но и добиться ее скорейшего внедрения, сократить путь от лаборатории до конвейера. Уже созданы соответствующие институты развития и продолжается совершенствование их правового регулирования. В частности, изменив и дополнив законодательство об особых экономических зонах, депутаты упростили для инвесторов возможность участия в этих проектах. Размер минимальных инвестиций для вхождения в промышленно-производственную зону снижен с 10 до 3 миллионов евро, а для портовых особых экономических зон минимальный размер обязательных капвложений снижен со 100 до 10 миллионов евро в морском порту и со 100 до 50 миллионов евро – в аэропорту. Кроме того, повышается роль региональных властей в управлении особыми экономическими зонами.

Среди законов, посвященных развитию инновационной экономики, особое место заняли законы, закрепляющие благоприятный режим для инновационного центра «Сколково», который должен стать примером для других точек инновационного роста в России. В частности, дополнительные условия созданы для высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, желающих приехать на работу в Россию. Опыт «Сколково» может и должен распространяться на другие проекты. Создающаяся российская инновационная система, безусловно, нуждается в точках роста, и их должно быть много. Будет продолжено внедрение стимулирующих налоговых условий для инновационной деятельности, в том числе дальнейшая помощь хозяйственным обществам при вузах и научных учреждениях. Для них уже облегчено применение упрощенной системы налогообложения, сняты некоторые ненужные ограничения.

Задачам инновационной экономики должна отвечать и система государственного управления. Такие принципы заложены в закон о государственных и муниципальных услугах. Среди них – установление стандартов качества услуг, повышение удобства для граждан, стимулы к развитию электронного правительства.

В то же время инновационная экономика – это экономика с развитой системой гарантий прав работающих граждан, поскольку на безопасности человека, на его здоровье нельзя экономить. В этой сфере следует особо отметить изменения, внесенные в закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», направленные на повышение безопасности шахт.

Очевидно, что амбициозные задачи построения инновационной экономики, четырехкратного увеличения производительности труда могут быть решены только через модернизацию предприятий, через поддержку НИОКР, введение в оборот нематериальных активов. Речь, прежде всего, идет о том, чтобы научиться капитализировать знания и наработки, которые есть у ученых, разработчиков и предприятий. И, кроме того – стимулировать их к дальнейшей инновационной деятельности.

Не секрет, что государство часто является неэффективным собственником. Речь идет об уже состоявшихся изобретениях, права на которые принадлежат полностью или частично Российской Федерации или субъектам федерации. Нередко они просто не используются. Знания и ноу-хау должны реально передаваться тем, кто готов при необходимости дорабатывать их и создавать на этой основе конкретный коммерческий продукт. На решение этой проблемы направлен принятый Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии», которым установлены дополнительные возможности применения технологий, уже созданных государством. А на создание условий для защиты тех, кто намерен запатентовать свои изобретения, закрепить и реализовать свои права на них – будь то конкретные изобретатели, научные и учебные заведения или коммерческие предприятия – направлен принятый Федеральный закон «О патентных поверенных».