МИ 2012г. "Анализ прохождения законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва"

II. Прохождение законопроектов,
внесенных законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
в период работы Государственной Думы пятого созыва
(распределение по субъектам)

Распределение законопроектов, внесенных от каждого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представлено в таблице 2.

В таблице представлены данные о прохождении законопроектов, распределенные по следующим стадиям: всего внесено на рассмотрение Государственной Думы в период работы пятого созыва, из них – находятся на рассмотрении Государственной Думы в настоящее время, а также количество законопроектов, работа по которым завершена (они находятся в архиве Государственной Думы).

Указаны и причины завершения работы над законопроектами и законами, такие как:

· Законопроекты, возвращены для выполнения требований части 3 статьи 104 Конституции РФ и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента ГД (отсутствует заключение Правительства РФ)

· Законопроекты, возвращены в связи с несоблюдением требований пунктов «г», «е»–«о» части 1 статьи 105 Регламента ГД

· Законопроекты, возвращены в соответствии с частью 5 статьи 108 Регламента ГД (законопроект предусматривает внесение изменений в законодательные акты РФ или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу)

· Законопроекты, возвращены в соответствии с частями 2 или 4 статьи 110 Регламента ГД (по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении или включения в проект порядка работы ГД поступившего ранее альтернативного законопроекта)

· Законопроекты, сняты с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы

· Законопроекты, отклонены Государственной Думой в первом, втором или третьем чтениях

· Законопроекты, ставшие законами – приняты (одобрены) Государственной Думой.

Структура таблицы 2:

1. Законопроекты, внесенные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в период работы пятого созыва Государственной Думы (с 24.12.2007 г. по 20.12.2010 г.)

из них:

1.1. Законопроекты, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы на разных стадиях

1.2. Законопроекты и законы, работа над которыми завершена (в архиве Государственной Думы) , т.е. они приняты и стали законами, или отозваны инициатором, возвращены, сняты с рассмотрения, или отклонены Государственной Думой

из них:

1.2.1 Законопроекты, которые на стадии предварительного рассмотрения Советом Государственной Думы:

  • возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и/или Регламента Государственной Думы;
  • сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы;
  • возвращены субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении;
  • возвращены субъекту права законодательной инициативы, т.к. законопроект предусматривает внесение изменений в закон, утративший силу;

1.2.2. Законопроекты, которые на стадии рассмотрения Советом Государственной Думы к первому чтению:

  • сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы;
  • возвращены субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении;
  • возвращены субъекту права законодательной инициативы, т.к. законопроект предусматривает внесение изменений в закон, утративший силу;

1.2.3. Законопроекты, которые отклонены Государственной Думой на Пленарном заседании в первом чтении.

1.2.4. Законопроекты, которые стали законами - приняты (опубликованы).

Таблица 2

п/п

Название законодательного (представительного) органа субъекта РФ

Всего внесены в ГД

Законопро- екты на рассмотрении ГД

Законопро- екты в архиве ГД

Совет ГД (предвари- тельное рассмотрение

Совет ГД (первое чтение)

Отклонены

Приняты
(опублико- ваны)

1

1.1

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

1.

Законодательное Собрание Санкт- Петербурга

69

22

47

12

10

22

3

2.

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан

53

17

36

5

2

27

2

3.

Костромская областная Дума

50

11

39

9

6

20

4

4.

Законодательное собрание Вологодской области

49

10

39

6

11

18

4

5.

Самарская Губернская Дума

45

14

31

2

8

12

9

6.

Калининградская областная Дума

40

11

29

6

5

17

1

7.

Московская городская Дума

34

10

24

1

8

13

2

8.

Законодательное Собрание Пермского края

32

8

24

4

6

11

3

9.

Законодательное Собрание Челябинской области

29

2

27

8

12

6

1

10.

Законодательное Собрание Ленинградской области

29

4

25

7

5

11

2

11.

Законодательное Собрание Оренбургской области

28

10

18

0

4

12

2

12.

Курская областная Дума

27

9

18

7

2

8

1

13.

Законодательное Собрание Кировской области

24

2

22

2

4

15

1

14.

Сахалинская областная Дума

24

7

17

3

5

8

1

15.

Мурманская областная Дума

24

8

16

4

2

8

2

16.

Московская областная Дума

23

3

20

1

8

10

1

17.

Воронежская областная Дума

23

4

19

2

5

9

3

18.

Государственный Совет Республики Татарстан

22

5

17

0

7

8

2

19.

Орловский Совет Народных Депутатов

21

3

18

5

1

11

1

20.

Законодательное Собрание Новосибирской области

21

2

19

4

6

6

3

21.

Государственный Совет Удмуртской Республики

20

1

19

6

2

9

2

22.

Законодательное Собрание Республики Карелия

19

3

16

3

5

7

1

23.

Дума Ставропольского края

19

2

17

3

5

9

0

24.

Совет Народных Депутатов Кемеровской области

19

4

15

5

4

5

1

25.

Дума Ханты-Мансийского автономного Округа – Югры

18

3

15

2

1

10

2

26.

Законодательное Собрание Красноярского края

18

2

16

3

3

9

1

27.

Государственная Дума Астраханской области

18

2

16

3

1

8

4

28.

Законодательное Собрание Краснодарского края

18

3

15

1

6

7

1

29.

Законодательное Собрание Забайкальского края

18

2

16

1

2

10

3

30.

Законодательное Собрание Еврейской автономной области

17

1

16

3

2

8

3

31.

Законодательное Собрание Пензенской области

16

2

14

5

4

3

2

32.

Парламент Кабардино- Балкарской Республики

16

2

14

3

7

3

1

33.

Белгородская областная Дума

16

6

10

2

3

4

1

34.

Законодательное Собрание Нижегородской области

15

0

15

3

2

10

0

35.

Законодательное Собрание Владимирской области

15

3

12

3

4

3

2

36.

Законодательное Собрание Приморского края

15

4

11

0

0

10

1

37.

Липецкий областной Совет Депутатов

15

6

9

2

0

7

0

38.

Государственное Собрание Республики Саха (Якутия)

14

2

12

1

3

7

1

39.

Курганская областная Дума

13

0

13

2

5

3

3

40.

Государственный Совет Республики Коми

13

1

12

1

6

3

2

41.

Волгоградская областная Дума

12

1

11

2

6

3

0

42.

Алтайское Краевое Законодательное Собрание

12

3

9

0

3

5

1

43.

Законодательная Дума Томской области

12

3

9

0

0

8

1

44.

Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного Округа

12

4

8

3

1

2

2

45.

Государственное Собрание – Эл Курултай Республика Алтай

12

5

7

1

1

4

1

46.

Парламент Чеченской Республики

12

6

6

1

1

4

0

47.

Тюменская областная Дума

11

2

9

2

3

3

1

48.

Брянская областная Дума

11

0

11

5

2

1

3

49.

Народный Хурал Республики Бурятия

10

0

10

2

1

4

3

50.

Законодательная Дума Хабаровского края

10

3

7

1

1

4

1

51.

Собрание Депутатов Ненецкого автономного Округа

10

2

8

0

1

7

0

52.

Магаданская областная Дума

10

3

7

2

0

4

1

53.

Законодательное Собрание Амурской области

10

3

7

1

4

2

0

54.

Законодательное Собрание Камчатского края

10

1

9

3

2

3

1

55.

Законодательное Собрание Омской области

9

2

7

0

3

3

1

56.

Архангельское областное Собрание Депутатов

9

3

6

1

0

4

1

57.

Законодательное Собрание Тверской области

9

3

6

2

3

0

1

58.

Тульская областная Дума

9

2

7

2

2

1

2

59.

Верховный Совет Республики Хакасия

9

3

6

2

1

2

1

60.

Саратовская областная Дума

8

2

6

1

1

4

0

61.

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

8

2

6

0

3

2

1

62.

Законодательное Собрание Ульяновской области

7

1

6

2

2

0

2

63.

Новгородская областная Дума

7

2

5

0

3

0

2

64.

Рязанская областная Дума

7

0

7

3

0

1

3

65.

Парламент Республики Северная Осетия – Алания

7

2

5

0

1

4

0

66.

Смоленская областная Дума

6

1

5

1

1

0

3

67.

Ярославская областная Дума

6

1

5

0

1

3

1

68.

Законодательное Собрание Свердловской области

6

2

4

0

0

3

1

69.

Законодательное Собрание Калужской области

5

1

4

0

0

3

1

70.

Законодательное Собрание Ростовской области

5

2

3

0

1

1

1

71.

Тамбовская областная Дума

3

0

3

0

2

1

0

72.

Дума Чукотского автономного Округа

3

0

3

2

0

0

1

73.

Ивановская областная Дума

3

0

3

0

3

0

0

74.

Законодательное Собрание Иркутской Области

3

0

3

1

1

1

0

75.

Народное Собрание Республики Дагестан

3

0

3

1

0

1

1

76.

Народный Хурал Республики Калмыкия

3

0

3

2

0

0

1

77.

Государственный Совет Чувашской Республики

3

0

3

0

0

2

1

78.

Псковское областное Собрание Депутатов

3

2

1

1

0

0

0

79.

Верховный Хурал (Парламент) Республика Тыва

3

2

1

0

1

0

0

80.

Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея

1

1

0

0

0

0

0

81.

Государственное Собрание Республики Марий-Эл

1

0

1

0

0

0

1

82.

Народное Собрание Республики Ингушетия

1

0

1

0

0

1

0

83.

Государственное Собрание Республики Мордовия

0

0

0

0

0

0

0

Всего по законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1300

281

1019

184

237

478

120

Безусловным лидером по количеству внесенных законопроектов, является Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, которым внесено 69 законопроектов, что составляет 5,3% от общего количества законопроектов, внесенных в период работы Государственной Думы пятого созыва законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По количеству внесенных на рассмотрение Государственной Думы законопроектов в интервале от 20 и выше находятся: Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан – 53 законопроекта, Костромская областная Дума – 50 законопроектов, Законодательное Собрание Вологодской области – 49 законопроектов, Самарская Губернская Дума – 45 законопроектов, Калининградская областная Дума – 40 законопроектов, Московская городская Дума – 34 законопроекта, Законодательное Собрание Пермского края – 32 законопроекта, Законодательное Собрание Челябинской области и Законодательное Собрание Ленинградской области – по 29 законопроектов, Законодательное Собрание Оренбургской области – 28 законопроектов, Курская областная Дума – 27 законопроектов, Законодательное Собрание Кировской области, Сахалинская областная Дума и Мурманская областная Дума – по 24 законопроекта, Московская областная Дума и Воронежская областная Дума – по 23 законопроекта, Государственный Совет Республики Татарстан – 22 законопроекта, Орловский Совет народных депутатов и Законодательное обрание Новосибирской области – по 21 законопроекту, Государственный Совет Удмуртской Республики – 20 законопроектов.

В целом, перечисленные выше 21 субъект права законодательной инициативы (25,3% от общего количества региональных легислатур) в период работы Государственной Думы пятого созыва внесли на рассмотрение 687 проектов законов, что составляет 52,85% от количества всех законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации за этот период.

Далее по количеству законопроектов в интервале от 10 до 20 находятся 33 субъекта законодательной инициативы (пункты 22-54 таблицы 2), ими внесено 466 законопроектов, что составляет 35,85% от количества всех законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период.

Каждый из оставшихся 29 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации внес в Государственную Думу менее 10 законодательных инициатив. Общее количество внесенных ими законопроектов составляет 147, или 11,3% от количества всех законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации за этот период.

Как показывают приведенные в таблице 2 данные, стали федеральными законами законодательные инициативы, внесенные законодательными (представительными) органами государственной власти 67 субъектов Российской Федерации из 83-х, из них принято по инициативе:

  • Самарской губернской Думы - 9 законов (лидер по данному показателю);
  • Костромской областной Думы, Законодательного Собрания Вологодской области, Государственной Думы Астраханской области – по 4 закона;
  • Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Пермского края, Воронежской областной Думы, Законодательного Собрания Новосибирской области, Законодательного Собрания Забайкальского края, Законодательного Собрания Еврейской автономной области, Курганской областной Думы, Брянской областной Думы, Народного Хурала Республики Бурятия, Рязанской областной Думы, Смоленской областной Думы – по 3 закона;
  • Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан, Московской городской Думы, Законодательного Собрания Ленинградской области, Законодательного Собрания Оренбургской области, Мурманской областной Думы, Государственного Совета Республики Татарстан, Государственного Совета Удмуртской Республики, ДумыХанты-Мансийского автономного округа – Югры, Законодательного Собрания Пензенской области, Законодательного Собрания Владимирской области, Государственного Совета Республики Коми, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, Тульской областной Думы, Законодательного Собрания Ульяновской области, Новгородской областной Думы – по 2 закона;

· Из числа внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти 36 субъектов Российской Федерации по одной инициативе каждого из них стали федеральными законами;

Доля принятых (одобренных) законов от числа внесенных составляет:

  • 9,2% (120 из 1300) от общего количества законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы государственной думы пятого созыва;
  • 11,8% (120 из 1019) от количества законопроектов, работа над которыми завершена.

Далее рассмотрим более подробно прохождение законопроектов в соответствии со стадиями их рассмотрения в Государственной Думе.