НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
1.6 Кадровый потенциал Союзного государства
В ходе тридцать девятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России депутаты обсудили итоги реализации Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года и основные направления социального развития Союзного государства до 2015 года.
Разработка и принятие Концепции было обусловлено необходимостью формирования единой социальной сферы Союзного государства, целью которой является сближение законодательства Беларуси и России. Вместе с тем практика показывает, что объективные трудности на этом пути возникают по причине отсутствия единых подходов в социально-трудовой сфере, в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, системе жилищно-коммунальных услуг.
29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Беларусью и Россией о сотрудничестве в области социального обеспечения [1]. Этот документ гарантирует равные права граждан Беларуси и России в социальной сфере и позволяет при переезде в другое государство решать вопросы выплаты трудовых пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособий для семей с детьми. Тем не менее, до сих пор не решен вопрос пенсионного обеспечения сотрудников органов Союзного государства от Республики Беларусь.
24 января 2006 года подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания бесплатной медицинской помощи гражданам наших стран в любом медицинском учреждении Союзного государства[2]. Однако в данном Соглашении не удалось найти механизм финансирования медицинской помощи, который позволил бы уравнять в правах временно пребывающих и неработающих граждан, включая студентов, аспирантов, пенсионеров (до получения ими вида на жительство при переезде). Для этих категорий граждан предлагается пока лишь добровольное медицинское страхование и оплата медицинских услуг за счет личных средств.
Законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивает гражданам равные права на получение образования, но единое образовательное пространство в настоящее время находится в стадии формирования. В настоящее время в связи с различием систем тестирования в общеобразовательных учреждениях ЕГЭ не признается в высших учебных заведениях Беларуси и, наоборот, ЦТ – в Российской Федерации. Остаются нерешенными вопросы о признании эквивалентности некоторых видов документов об образовании, выданных в другом государстве – участнике Союзного государства. Решение этих проблем министерствами Республики Беларусь и Российской Федерации позволит выпускникам школ, специалистам, окончившим вузы в своих государствах, действительно ощущать себя гражданами Союзного государства.
Одним из основных направлений одобренного в июне 2007 года Советом Министров Союзного государства проекта Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы остается совершенствование оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие данной трагедии.
При этом следует отметить, что главный недостаток большинства принятых нормативно-правовых актов состоит в отсутствии эффективного механизма их исполнения. Одной из причин такого положения является то, что должностные лица на местах и население мало информированы. Необходимо, чтобы министерства и ведомства своевременно и в полном объеме разъясняли государственным органам и населению порядок применения этих актов. Также следует выпустить массовым тиражом сборник принятых документов по данной тематике и разослать его во все исполнительные органы субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. Надо привлечь к этой работе и средства массовой информации, шире использовать возможности не только местных, региональных, но и центральных газет, теле и радиоканалов, а также сети Интернет.
Политика в сфере охраны труда также является одним из важных с точки зрения реализации разделов Концепции. Данные, которые публикуют органы государственной статистики, показывают благоприятную тенденцию в этой области. Выборочные локальные исследования свидетельствуют о том, что статистика слабо учитывает ситуацию с охраной труда в быстроразвивающемся секторе экономики – на малых предприятиях. Именно здесь нередко процветают такие явления, как высокая степень травматизма, отсутствие элементарных средств защиты здоровья занятых на производстве, несоблюдение трудового законодательства.
В связи с этим при реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы необходимо предпринять следующее:
1) выработать и принять нормативно-правовые акты, направленные на регулирование системы компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда. – Разработать единые правовые нормы, регламентирующие условия и охрану труда, единство методологического подхода к оценке безопасности разрешенных видов работ, управление профессиональными рисками. Повысить ответственность работодателей всех уровней за состояние условий и охраны труда.
2) Организовать проведение мониторинга состояния охраны и условий труда на предприятиях, представляющих все отрасли и сектора экономики обеих стран; разработать систему показателей, характеризующих состояние охраны и условий труда, и включить их в оценочные индикаторы социального развития.
3) Ежегодно проводить научно-практические конференции по совершенствованию управления условиями и охраной труда. Шире освещать работу по аттестации рабочих мест, деятельность центров по охране труда, обучению работников в этой области.
Во исполнение поручения Совета Парламентского Собрания Комиссией по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам подготовлена и рассмотрена Концепция создания Совета по делам молодежи при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В настоящее время Комиссия по социальной политике ведет работу по подготовке проекта Положения Совета по делам молодежи при Парламентском Собрании. Основная цель создания данной общественной организации – содействие деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в определении правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, а также развитие молодежных объединений, движений и инициатив для участия в формировании молодежной политики и подготовки социального заказа органам Союзного государства.
Молодежь Беларуси и России составляет приблизительно 11 % от численности населения соответственно. Это кадровый потенциал Союзного государства, именно молодые граждане в ближайшем будущем станут активными участниками общественно-политической жизни, и наша задача – содействовать правильному формированию их морально-нравственных устоев и общественно-политических воззрений.
Хотелось бы отметить, что реализация определяемых Концепцией направлений социальной политики требует высокой ответственности всех заинтересованных органов Союзного государства. Назрела необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации, равных прав граждан на медицинское, пенсионное и социальное обеспечение, в сфере образования.
Полагаем, что депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России совместно с Советом Министров Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства примут необходимые меры по усилению взаимодействия государств-участников для эффективного достижения целей Концепции, обеспечат дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере, определят единые подходы к решению общего социального пространства [3].
[1] Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный 24 января 2006 г. и ратифицированный Федеральным законом от 7 декабря 2006 г. № 227-ФЗ.
[2] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006).
[3] Союзное вече № 27 (383) 16-22 июня 2011 г.