НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции
4.4 Нормотворческий опыт деятельности Парламентского Собрания Белоруссии и России
На сегодняшний день нормативно-правовая база Союзного государства расширяется большей частью за счет межгосударственных соглашений и договоров. Так, действует межгосударственное соглашение об обеспечении равных прав гражданам Беларуси и России. Однако для того, чтобы оно действительно работало, необходимо изъять из перечня иностранных граждан в российских нормативных актах белорусов, а в белорусских - россиян.
Нормативно-правовые акты Союзного государства, определяющие права граждан Беларуси и России
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года вступил в силу 22 июля 1999 года;
- Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года. В соответствии с Соглашением каждая из подписавших его сторон предоставляет прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой стороны право приобрести гражданство в упрощенном порядке;
- Соглашение между Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации и Государственным высшим аттестационным комитетом Республики Беларусь о механизме взаимного признания установления эквивалентности документов об ученых степенях от 29 сентября 1999 года.
Миграционная политика. Под регулированием, миграционных процессов принято понимать комплекс административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях, отвечающих потребностям страны, улучшение демографической ситуации и сохранение территориальной целостности государства.
Регулирование миграционных процессов в Союзном государстве основывается на следующих принципах и приоритетах:
- соблюдение и зашита прав мигрантов недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка и убеждений;
- обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Союзного государства;
- зашита национального рынка груда, протекционизм в отношении граждан Союзного государства;
- создание необходимых экономических условии для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Союзного государства.
Нормативно-правовая база. 30 ноября 2000 года в Минске было подписано Соглашение между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Российской Федерации о взаимных безвизовых поездках граждан [1]. Соглашение вступило в силу 7 июня 2002 года. Отдельные аспекты проведения согласованной миграционной политики предусмотрены Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрошенном порядке приобретения гражданства[2], обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, переселяющимися из Беларуси в Россию или обратно, осуществляется беспрепятственно.
Задачи Союзного государства
1. В области международных отношений:
- укрепление приграничного сотрудничества;
- разработка основных принципов сотрудничества Союзного государства с другими государствами в целях предотвращения или мирного разрешения межнациональных конфликтов;
- заключение международных договоров по вопросам регулирования миграционных процессов и обмена информацией со странами исхода мигрантов в целях предотвращения и пресечения незаконной миграции.
2. В социально-экономической сфере:
- формирование и ведение единой автоматизированной оперативной информационной базы данных о демографической и миграционной ситуации и о региональных рынках труда;
- выработка единых подходов по обеспечению сбалансированности рынков труда в субъектах Союзного государства и отдельных муниципальных образованиях;
- взаимодействие с общественными организациями, оказывающими помощь вынужденным мигрантам.
3. В области законодательства основной задачей является совершенствование и унификация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам:
- обеспечения свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания мигрантов;
- регламентирования иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечения незаконной миграции;
- обеспечения государственной поддержки отдельных категорий граждан.
Система согласованных мер по воспроизводству, распределению, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства призвана обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы и повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Приоритетами политики на общем рынке труда Республики Беларусь и Российской Федерации являются:
- выработка единых подходов по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
- формирование системы комплексной подготовки кадров на основе единых образовательных стандартов;
- формирование и введение межгосударственной автоматизированной системы банка данных о наличии свободных рабочих мест, условиях и оплате труда, жилищно-бытовых условиях на основе тесного сотрудничества миграционных служб и служб занятости;
- защита национальных и общего рынков труда, содействие возвращению высококвалифицированных специалистов из других стран.
Для решения поставленных задач требуется унификация нормативно-правовых актов в области занятости населения и введение единых стандартов социальной зашиты.
Нормативно-правовая база.
В рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательств в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России подготовлено более 30 проектов законов: «Об охране труда», «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения»[3]. Также выработана единая методика оценки сложности труда. Среди первостепенных задач - унификация Трудовых кодексов России и Беларуси. Как показали экспертные оценки, ряд положений кодексов имеет различия, в частности статьи, касающиеся прав профсоюзов. Требуется внесение в законодательство о труде обоих государств статей, предусматривающих создание единой системы трудоустройства и льгот для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также гарантии социальной поддержки граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий и организаций, сокращением штата работников. Необходимо разработать Классификатор занятий, адаптированный к международным стандартам, и Межгосударственный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Задачи Союзного государства.
1. Формирование единых подходов к установлению условий и механизмов оплаты труда, доходов и уровня жизни:
- повышение минимальных социально-трудовых стандартов, их приближение к нормативам, характеризующим стоимость жизни и ее динамику;
- формирование в реальном секторе экономики рыночных механизмов организации оплаты труда, основанных на социальном партнерстве, перенос центра тяжести с прямых ограничений в этой области на налогово-бюджетные рычаги;
- содействие увеличению доходов населения от самозанятости и предпринимательской деятельности;
- обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
2. Разработка комплексной нормативно-правовой базы по охране труда:
- установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;
- разработка унифицированных требований по изготовлению средств индивидуальной зашиты, их сертификации и обеспечению ими работников;
- разработка унифицированного положения о расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, методики расчета экономических потерь в связи с травматизмом и заболеваемостью на производстве;
- установление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.
Пенсионное обеспечение. Министерством труда и социальной зашиты Республики, Беларусь разработан проект соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения. Согласно этому проекту стороны будут обязаны предоставлять на своей территории постоянно проживающим или работающим гражданам другой стороны, а также членам их семей одинаковые права со своими гражданами - как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пенсионное обеспечение.
В 1999 году в постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере, в связи с ростом средней заработной платы» внесены поправки «в целях совершенствования механизма исчисления размеров трудовых пенсий и реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года в части обеспечения равных прав в области пенсионного обеспечения граждан России и Беларуси».
На основании проведенного анализа условий и норм пенсионного обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны были разработаны предложения, которые учтены в Декрете Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 года «О дополнительных мерах по повышению уровня материального обеспечения инвалидов, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий граждан». Тем самым размеры повышений пенсий максимально приближены к надбавкам, выплачиваемым аналогичным категориям пенсионеров в РФ.
Задачи Союзного государства в области пенсионного обеспечения.
1. Формирование и реализация правовых норм и организационных мероприятий, направленных на введение накопительного компонента финансирования пенсий;
2. создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда;
3. создание единой системы регистрации прав застрахованных лиц, работающих по найму, и самозанятого населения;
4. содействие развитию дополнительных пенсионных программ, формируемых за счет добровольных взносов работников и их работодателей;
5. В использование единого механизма индексации пенсий;
6. применение единого подхода к определению базы (состава заработка) для исчисления страховых взносов и пенсий;
7. приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия работника в финансировании пенсионной системы, учитывая прожиточный минимум пенсионера;
8. развитие системы обеспечения нетрудоспособных, не участвующих в пенсионном страховании, за счет общих налогов и других источников.
Несмотря на десятилетие независимого развития и реализацию в государствах - участниках Союзного государства различных моделей финансирования, основные направления реформирования отрасли в обоих государствах идентичны. Целью сотрудничества являются согласованные действия органов власти, направленные на охрану территории Союзного государства от распространения инфекционных заболеваний, обеспечение интеграции систем здравоохранения в области организации лечебно-профилактической помощи, подготовки и переподготовки кадров.
Главные направления реформ - переход от лечения заболеваний к их более широкой профилактике и к возможно более раннему выявлению, от стационарной медицинской помощи - к амбулаторной, в том числе к первичной, от экстенсивного роста объемов ресурсов - к более эффективному и качественному их использованию. Государственный характер реформ означает ведущую роль государства как собственника, работодателя и регулятора системы здравоохранения и подразумевает сохранение доступности и бесплатности медицинской помощи населению. Платные услуги рассматриваются как вынужденная мера на современном этапе развития отрасли. Представляется необходимым определить для каждого лечебного учреждения границу платной и бесплатной медицинской помощи, стандартизировать процесс ценообразования на медицинские услуги.
Задачи Союзного государства в области медицинского обеспечения.
1. Повышение реальной доступности медицинской помощи:
- обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства;
- реформирование системы финансирования здравоохранения, предусматривающее возможность введения в Беларуси обязательного медицинского страхования;
- изменение подходов к организации и оплате груда медицинских работников;
- создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения;
- развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств;
- укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.
2. Создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния здоровья.
3. Предотвращение заболеваний и травматизма населения путем формирования экономико-правовых условий для сокращения негативных техногенных воздействий на состояние здоровья человека.
Нормативно-правовая база.
1. Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 16 мая 1996 года «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России, равных прав в получении всесторонней медицинской помощи»[4].
В соответствии с этим документом взаиморасчеты между государствами-участниками за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.
2. «Положение о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь». Утверждено Исполнительным Комитетом Сообщества Беларуси и России (Протокол от 18 декабря 1996 года).
На основании этого документа скорая и неотложная медицинская помощь для всех граждан Сообщества оказывается бесплатно, а плановая медицинская помощь - на платной основе, за исключением отдельных категорий лиц.
Развитие образовательного пространства Союзного государств.
Под единым образовательным пространством Союзного государства понимается сфера отношений между субъектами образования Беларуси и России, формируемая на основе согласованных норм законодательства, единого понимания целей, задач и механизмов развития национальных систем образования. Обе системы образования имеют единые исторические корни, однако десятилетие раздельного существования привело к появлению расхождений в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Снизился уровень доступности образования, уменьшились возможности обмена опытом, совместного использования накопленного научно-педагогического потенциала. Целью формирования единого образовательного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Реформированная система призвана, в свою очередь, обеспечить развитие единого культурного и научно-технологического пространства, а также сохранить культурную идентичность славянской цивилизации.
Нормативно-правовая база.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» [5]. Постановление утвердило порядок приема иностранных граждан в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации и обучения в них, а также порядок командирования российских преподавателей для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям.
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях»[6] от 27 февраля 1996 года. В соответствии с соглашением указанные документы признаются в обоих государствах и эквивалентны при продолжении получения образования, поступлении на работу в соответствии с указанной в этих документах специальностью и квалификацией, если периоды обучения сопоставимы и специальности аналогичны.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 года № 50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации, учрежденный федеральными органами исполнительной власти» [7].
В соответствии с этим документом в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане.
Задачи Союзного государства.
- Создание механизма принятия согласованных решений министерств по модернизации национальных систем образования и установление единых требований к подготовке выпускников образовательных учреждений и качеству образования;
- Совместная подготовка нормативных документов определяющих ступени и уровни образования, требования к документам об образовании государственного образца, номенклатуре специальностей и квалификаций;
- Создание согласованной нормативной базы, регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования;
- Информационное и научно-методическое обеспечение, позволяющее учебным заведениям Белоруссии и России предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы обучения с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий;
- Развитие дистанционного образования;
- Увеличение объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных учреждений;
- Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами-участниками СНГ, развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Союзного государства.
Природные комплексы и экологические системы существуют и развиваются в соответствии с природно-географическими особенностями территорий и существуют вне зависимости от административных или государственных границ. Хозяйственная и иная деятельность на территории одного государства может принести ущерб природной среде другого государства. Свидетельством тому является авария на ЧАЭС, вследствие которой пострадали Украина, Россия и Беларусь. Совместная российско-белорусская граница экологически значима не только из-за высокой освоенности территорий, но и по причине ее природных особенностей: перенос атмосферных потоков идет, как правило, с запада на восток, а водный сток направлен преимущественно с востока на запад. Необходимость обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития, разработки политики, направленной на предотвращение и снижение вредных воздействий на окружающую среду, требует создания законодательной и нормативной базы, которая позволит эффективно осуществлять природоохранную деятельность.
Задачи Союзного государства.
1. Принятие нормативных правовых актов по вопросам:
- получения, хранения и распространения экологической информации;
- проведения общественной экологической экспертизы, аудита, страхования и экологического образования;
- охраны природных ландшафтов; возмещения ущерба, причиненного государству, физическим и юридическим лицам в результате вредного воздействия на окружающую среду; осуществления генно-инженерной деятельности.
2. Унификация нормативов и стандартов в области охраны окружающей среды с международными экологическими стандартами, учитывая перспективу вступления в ВТО.
3. Подготовка и принятие Экологического кодекса на основе концепции экологически ориентированного природопользования.
4. Реформирование системы платежей за природные ресурсы с дифференциацией ставок за сверхнормативное потребление ресурсов субъектами хозяйствования в процессе их деятельности.
5. Совершенствование правовых вопросов приватизации в части экологических требований.
6. Учитывая положения Орхусской конвенции[8] по обеспечению права граждан на участие в принятии экологически значимых решений, принять нормативные правовые акты, позволяющие общественности на практике реализовывать право на получение доступа к экологической информации и на участие в процедуре общественных слушаний по вопросам использования природных ресурсов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Исходя из этого, в Беларуси и в России приняты основополагающие законы «Об охране окружающей среды». Однако в них есть некоторые принципиальные различия: например, в вопросах собственности на природные ресурсы. Одним из первых был принят Парламентским Собранием Союза Беларуси и России нормативный правовой акт «О гидрометеорологической деятельности»[9]. В настоящее время комиссия Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий продолжает работу над проектами основ законодательства Союзного государства «Об охране окружающей среды», «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О питьевом водоснабжении», и «Об экологическом образовании».
[1] Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан. (Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года).
[2] Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. (Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 года).
[3] Союзное вече. № 23 (379)26 мая 2011 года (спецвыпуск).
[4] Постановление N 2 Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи» (Принято 16.05.1996).
[5] Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования».
[6] Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 27.02.1996 «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях».
[7] Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14.01.2003 года №50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации, учрежденный федеральными органами исполнительной власти».
[9] Закон Республики Беларусь Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 93-З «О гидрометеорологической деятельности».